СНОВА ХОЧЕТСЯ В ПАРИЖ,
ИЛИ ЗАЧЕМ ПЕТЕРБУРЖЦУ ЖИТЬ В МАНСАРДЕ


Мансардные квартиры — это не больше 2 % петербургского рынка жилой недвижимости. "Фонтанка" присмотрелась к ним повнимательнее и обнаружила семь причин, по которым люди селятся под крышей.
Ищите первую метку на портрете Франсуа Мансара
Франсуа Мансар, французский архитектор-самоучка, был перфекционистом. Если ему не нравилась постройка, он полностью сносил уже возведённое здание и начинал заново.
Анри де Тулуз-Лотрек - французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков. Он был мастером графики и рекламного плаката.
За короткую творческую жизнь Анри де Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей. Кстати, Лотреку приписывают авторство коктейля «Землетрясение».
Шарль Бодлер обожал шокировать парижское общество. Разгуливал по улицам то в бархатном камзоле, то в черном фраке с цилиндром, то в простой рубашке парижского рабочего. Однажды он покрасил волосы в зеленый цвет.
Первый пик петербургского мансардостроения пришелся на губернаторство Владимира Яковлева - около 20 разрешений на реконструкцию было выдано с 1997 по 1999 годы.
Замок Бальруа
Вертикальное окно в мансардной части здания называется «дормер».

Особняк герцога де Лозена
Некоторые конструкции мансардных окон позволяют развернуть раму, не снимая с петель, на 360 градусов.
В Петербурге мода на мансарды появилась в XVIII веке. В то время они больше напоминали тёмные и душные «скворечники», поскольку в строительстве применялись громоздкие люкарны— своеобразные домики с вертикальными окнами.
Иногда в мансардах создаются световые туннели: один конец трубы выводят на крышу, другой - в помещение, а полученный таким образом свет рассеивают с помощью плафона.
Если сделать подсветку ступеней, то на второй этаж мансарды можно будет подниматься, не включая свет на первом ярусе.
В послевоенные времена роль мансард выполняли двусветные квартиры с большими окнами. Их специально проектировали как мастерские и давали только тем, кто состоял в Союзе Художников. Такие окна мы можем увидеть в конце Московского проспекта, в домах, созданных по проекту Сергея Сперанского в середине 60-х, и на левом берегу реки Смоленки - в унылых девятиэтажках постройки середины 80-х.
Оранжевые метки — интерактивные элементы статьи. Наводите на них курсор, чтобы узнать больше.
Оранжевые метки — интерактивные элементы статьи. Нажимайте на них, чтобы узнать больше.
1. МАНСАРДА — ОРИГИНАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ С РОМАНТИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРОМ
Она была названа по имени французского архитектора XVII века Франсуа Мансара. Строя дворцы своих знатных заказчиков, он завершал их не готическими острыми шпилями, а покатой высокой крышей в виде усеченной пирамиды, снабженной небольшими окнами. Историки архитектуры ценят гармоничную уравновешенность этого решения, но его практическая цель устроить комнаты для прислуги и незнатных гостей так, чтобы они не мешали благородной публике.

Буйный поэт Шарль Бодлер любил жить высоко. Один из известных его адресов последний этаж особняка Лозена на острове Святого Людовика. Тогдашний хозяин здания барон Пишон, коллекционер и меценат, поселил под своей крышей за умеренную плату нескольких представителей богемы. Бодлер причинял барону немало беспокойства. Он колол дрова в гостиной, таскал за волосы свою темнокожую пассию и распродавал картины. В общем, все было далеко от идиллии, но жизнь на мансардной высоте настраивала на поэтический лад. В эпатажных "Цветах зла" о своей чердачной квартире Бодлер пишет просветленно:
Чтоб целомудренно слагать свои эклоги,
Спать подле неба я хочу, как астрологи, —
Из окон чердака, под мирный лепет снов,
Гуденью важному внимать колоколов.
Там, подперев щеку задумчиво рукою,
Увижу улицу я с пестрой суетою,
И мачт Парижа — труб необозримый лес,
И ширь зовущих нас к бессмертию небес.
,,
Подпись
Пристрастие парижских художников к мансардам имело более практические истоки: для работы им требовалось много света, который в изобилии давали встроенные в крышу окна. Тулуз-Лотрек, эксцентричный летописец "Мулен Руж", рисовал своих танцовщиц в мастерской на углу улиц Коленкур и Турлак. Там царил абсолютный хаос. Разрозненная мебель, мольберты, полотна, странные безделушки, японские свитки творческий беспорядок в лучшем виде. Зато все чудесно освещено через большие окна, а любимая модель Сюзанна Валадон живет в соседнем доме. В сумме идеальная первая мастерская.
Мансарды долгое время оставались частью парижского колорита. Ближе к концу XIX века и в Петербурге стали строить дома, в том числе доходные, с мансардами. Жилье под крышей проектировали как-то цивилизованнее и разумнее, чем во французской столице, без социального садизма chambre de bonne. Например, в доме Бассейного товарищества на углу Некрасова и Греческого в мансардном этаже поместили общую гостиную, курительный зал и 16 полноценных квартир для сдачи внаем. В доходном доме Юсуповых на набережной Фонтанки устроили две мансардные квартиры. "Неправильное очертание и высота комнат, в зависимости от наклона крыши и высоты разжелобков, верхний и отраженный свет, вся отделка в новом стиле, панели из разноцветного дерева, плафоны, камины, уборные с мраморными ваннами, придают этим квартирам особый интерес", так в 1904 году соблазнял читателя журнал "Зодчий".

Мансарды Парижа
Петербургские художники, как и парижские, использовали мансарды в качестве рабочего места. Предприимчивые Елисеевы даже добавили такую мастерскую к своему доходному дому на Биржевой линии. Впрочем, здесь и до этого жили и работали художники Чернецовы, Крамской, Шишкин. Новая мансарда досталась пейзажисту Куинджи, который переместил холсты и краски из своей квартиры ближе к небу и солнечному свету. Здесь он работал вплоть до своей смерти в 1910 году.

Советская архитектура не жаловала мансарды ни жилые, ни творческие. Зато в конце 90-х сообразительные петербуржцы обнаружили, что можно реконструировать и надстраивать чердаки в центре города, превращая их в жилые или офисные помещения. Процесс этот до сих пор остается противоречивым, сопровождается конфликтами и техническими проблемами. Жильцы, очутившиеся под стройкой, страдают от протечек, трещин в стенах и падающей штукатурки. Активисты беспокоятся за старинные здания и городские панорамы. Пишутся бумаги, идут судебные разбирательства. Но даже если реконструкция благополучно согласована и никто не протестует, превращение чердака в уютную мансарду остается сложной задачей. Помещение изначально нежилое без водопровода, канализации, лифта. Удобства необходимо "доставить" наверх. И для тех, кто по профессии не строитель и не архитектор, апгрейд чердака становится запутанным многоступенчатым квестом. Проще купить мансардную квартиру в малоэтажной новостройке, где все необходимое предусмотрено проектом и романтика жизни под крышей сочетается с комфортом.

2. ПОТОЛКИ В МАНСАРДАХ ВЫСОКИЕ, А ОКНА СВЕТЛЫЕ

В хрущевках максимальная высота потолков 2,6 м, в брежневских панельных домах 2,7 м. Руками там лучше не махать рискуете разбить люстру. Мансарда же из-за отсутствия перекрытий над головой дает изумительные 4 метра высоты настоящее море свободного пространства, поражающее жителя советской пятиэтажки. В конце концов, старинным обитателям мансард, парижским художникам, нужен был в буквальном смысле простор для творчества и место для работы над еще не законченной картиной, и пространство для хранения уже готовых. Знаменитый "Танец в "Мулен Руж" Тулуз-Лотрека, к примеру, написан на холсте 115,5х150 см. А всего за свою жизнь художник создал 737 картин. Представьте себе хотя бы половину этого богатства втиснутым в хрущевку. Не получается? Вот и у нас тоже.
Отдельного упоминания заслуживают большие окна мансард еще один привет от парижских живописцев. Благодаря им пространство квартиры выглядит еще просторней и светлей. Те, для кого важен вид из окна, могут подобрать мансарду, глядящую на исторические кварталы. Есть пейзажи почти бодлеровские с крышами и куполами соборов, есть парадные с особняками, которые разворачиваются под окном, как на старинном плане, есть зеленые с городскими парками, которые, впрочем, в это время года составлены уже из желтых и багряных крон. Чтобы уж наверняка не любоваться двором-колодцем, можно подыскать мансарду в пригороде. Например, в Пушкине.

Тулуз-Лотрек, год
3. В МАНСАРДЕ МОЖНО СОЗДАТЬ НЕОБЫЧНЫЙ ИНТЕРЬЕР

Скучные люди вряд ли селятся под крышей. С другой стороны, будь вы хоть бухгалтер преклонных годов, а в мансарде почувствуете себя творческим человеком. И если не начнете писать книгу стихов, то как минимум приступите к креативному освоению мансардного пространства. В старом фонде изобретательность бывает отчасти вынужденной, например, когда приходится заполнять углы на стыке крыши и пола, зато можно покрыть лаком деревянные балки и устроить настоящий камин. В удачно спланированной новостройке можно воплощать идеи в изначально комфортном помещении.
Высокие потолки мансарды позволяют делать вещи, невозможные в обычных квартирах. Выбор стиля остается за хозяином. В эффектном театральном интерьере длинные габардиновые шторы сыграют роль занавеса, тяжелая люстра с множеством подвесок будет напоминать о Мариинке, а завершат картину светильники-софиты. Другой вариант устроить все в скандинавском духе, функционально и минималистично: много белого с цветными акцентами, открытые библиотечные стеллажи от пола до потолка, несколько репродукций, просторно висящих на обширной стене.

Окно в скате крыши пригодится для освещения рабочего стола. А можно поставить под ним кровать, чтобы ночами любоваться луной, а днем небом с плывущими облаками. К видовым окнам стоит развернуть зону гостиной будет на чем остановить взгляд за утренним чаем, вечерним бокалом вина или во время посиделок с друзьями в выходные.
Тулуз-Лотрек, год
4. В МАНСАРДЕ ЕСТЬ МЕСТО ДЛЯ ВТОРОГО ЭТАЖА

Это, пожалуй, самый впечатляющий плюс жизни под крышей. Высокие потолки позволяют создать в квартире еще один ярус, на котором удачно поместятся спальня, кабинет или детская комната. Например, при переменной высоте потолков от 2,6 до 4,2 метра хозяева могут сделать второй этаж с потолками в 140-170 см. Если режим дня у членов семьи отличается, стоит позаботиться о том, чтобы обитатели первого и второго ярусов друг друга не беспокоили. При необходимости провести звукоизоляцию.

Изюминкой интерьера может стать лестница на второй этаж. Выбор здесь зависит от стиля всей квартиры. Где-то уместен легкий металл с перилами, где-то лучше использовать тяжелое основательное дерево или устроить внутри лестницы шкафчики и выдвижные ящички для хранения мелочей. Под вторым уровнем естественным образом создается особая зона, в которой можно расположить кабинет или игровое пространство для детей.
Мансардные квартиры с финской отделкой «под ключ», меблировкой и оборудованием в 5-этажном жилом комплексе комфорт-класса INKERI, создающемся компанией «ЮИТ Санкт-Петербург» в исторической части Пушкина.

5. В МАНСАРДЕ БОЛЬШЕ ПОЛЕЗНОГО ПРОСТРАНСТВА, А ЦЕНА КАК У ОБЫЧНОЙ КВАРТИРЫ

В новостройках этот плюс особенно заметен. Если сравнить мансарду с жильем под ней, выясняется, что разницы в цене почти нет. При этом в плане вместительности жилье под крышей дает сто очков вперед "нижестоящим" конкурентам. Запасливые хозяева расставят здесь высокие шкафы и оборудуют "чердак" под потолком коридора для хранения всего, что нажито непосильным трудом. Любящие родители без труда установят двухъярусную детскую кровать, а спортсмены поставят крупногабаритные тренажеры, развесят по стенам сноуборды и велосипеды.
Согласно строительным нормам, второй ярус, о котором мы говорили, может покрывать до 40 % площади помещения. То есть фактически собственник получает "в подарок" дополнительные метры. Например, в 17-метровой комнате однокомнатной квартиры площадью 34 кв. м можно буквально из воздуха извлечь еще 6 кв. м. А если воспользоваться высокими потолками в прихожей и организовать небольшую кладовую чердачного типа для хранения вещей, то хозяева дополнительно получат около 3,5 кв. м полезной площади. Подниматься "на чердак" можно будет по компактной складной лестнице, которая в сложенном состоянии выглядит со стороны прихожей как дверца небольшого аккуратного люка.

6. МАНСАРДА ПОДХОДИТ КАК ДЛЯ НЕЗАВИСИМЫХ ТВОРЦОВ, ТАК И ДЛЯ ДРУЖНЫХ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

Квартира под крышей и в наши дни сохраняет свою богемную ДНК. Только вместо безумных парижских поэтов здесь живут питерские дизайнеры и фотографы, а еще филологи, журналисты и, разумеется, блогеры. Нестандартная форма мансарды будит мысль. В интерьере можно самовыразиться так, что зашедшие на огонек знакомые еще долго будут допытываться, где вы отыскали эту дверь и из чего соорудили кухонный светильник, не похожий вообще ни на что в этом мире. Творцы-экстраверты смогут собирать у себя шумные компании, креативные интроверты смотреть на звезды в процессе создания очередного шедевра.
Семьям с детьми стоит предпочесть старому фонду мансардную "первичку", так как строительные компании стараются создать для таких покупателей максимально комфортную среду. Устраивают лифты и пандусы для мам с колясками, оборудуют детские и спортивные площадки, дорожки для прогулок и прочие приятности из раздела "Благоустройство", без которых новые жилые комплексы на рынок сегодня не выпускают.
7. МАНСАРДА МОЖЕТ БЫТЬ ОСНОВНЫМ ИЛИ ВТОРЫМ ЖИЛЬЕМ, ЗАГОРОДНОЙ РЕЗИДЕНЦИЕЙ

Тут все зависит от планов хозяина. Под крышей отлично поместится эффективно организованный, комфортный дом-крепость, где вы будете жить долго и счастливо вместе с любимым супругом, растить детей и перемещаться по маршруту мансарда работа мансарда к своему полному удовольствию. Можно использовать мансарду как альтернативное пространство и сбегать туда от суеты и повседневности в поисках вдохновения. В финской девелоперской компании «ЮИТ Санкт-Петербург» говорят, что мансарды в жилом комплексе INKERI в Пушкине приобретают в том числе и с такими целями.
Когда дети вырастут, родители переберутся в квартиру под крышей окончательно или, наоборот, поселят там своих отпрысков пусть развивают в себе творческое начало. Ну, а если выбрать мансарду в тихом старинном пригороде, у вас появится загородная резиденция со столичной инфраструктурой кафе, магазинами, развлекательными центрами, не говоря уже об исторических парках, дворцах и музеях.
Материал публикуется в партнерстве с компанией «ЮИТ Санкт-Петербург»
Автор текста: Алла Пашова
Редактор: Галина Леонтьева
Корректор: Елена Иванова
Верстка/дизайн: Ксения Горшкова
Координатор проекта: Елена Таранущенко

При создании материала были использованы фотографии, предоставленные компанией «ЮИТ Санкт-Петербург», pxhere.com, unsplash.com



ЖК «INKERI»: застройщик АО «ЮИТ Санкт-Петербург», проектная декларация на сайте, www.yitspb.ru/disclosure