Если для чего-то по-настоящему и существует аукцион, так это для продажи шедевров! Именно при продаже уникальных объектов, будь то великокняжеский дворец на берегу Невы, картина Пикассо или императорское яйцо Фаберже, наилучшим образом раскрываются все преимущества открытых торгов. Сложно привлечь участников на аукцион, если продается что-то обычное, рядовое. Здесь заманить может только низкая стартовая цена.
Другое дело, когда на торги выставляется Его Величество Шедевр! В зале точно будут кипеть страсти, и аукционисту будет трудно успевать принимать новые ценовые предложения. На самом деле борьба начинается еще раньше — когда владелец сокровища решает, в какой аукционный дом его отдать. Когда становится известно, что предполагается продажа уникального произведения или целой коллекции, представители конкурирующих домов начинают настоящую охоту на продавца: наперебой предлагают лучшие условия, водят в рестораны, кокетничают, говорят комплименты, все средства идут в ход. Но последним аргументом в споре является так называемая гарантированная цена. Это означает, что если в ходе торгов определенная цена не будет достигнута, аукционный дом сам выкупит объект по гарантированной цене. Это большой риск для компании.
Так было с уникальной коллекцией бывшего владельца Sotheby's Альфреда Таубмана. Казалось бы, логично, чтобы именно Sotheby's занялся продажей его имущества. Однако, учитывая, что на кону были миллионы долларов, Christie's приложил немало усилий, чтобы получить возможность заниматься продажей. Обе компании отправили своих экспертов в дома Таубмана в Палм-Бич, Нью-Йорке, Детройте и Лондоне. Они представили наследникам макеты каталогов. Sotheby's выиграл, предложив беспрецедентную гарантию на 500 млн долларов.