НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДЕНЬГАМ ЛЕНИТЬСЯ
Четыре актуальных способа вложить свободные средства. «Фонтанка» подготовила краткий обзор для инвестора, который ищет новый источник заработка.
фото: Unsplash.com
1. ДОБЫЧА КРИПТОВАЛЮТЫ
Доход: от 96 тыс. руб. в год
Уровень риска: высокий (колебания курса, хакеры, госрегулирование)


Криптовалюта — это виртуальные деньги, представляющие собой программный код. Существует более тысячи различных криптовалют, из которых самые известные — Bitcoin и Ethereum. Добыча (майнинг) происходит следующим образом: на специальных вычислительных устройствах с помощью особого алгоритма люди обрабатывают блоки информации, получая за это вознаграждение в виде новых единиц (монет) данной валюты. Добытые таким образом виртуальные деньги можно продавать на биржах, а после этого выводить на карту, счет или электронный кошелек.

фото: pixabay.com

Сейчас майнингом в России занимаются десятки тысяч человек. Из них меньшинство делает это с помощью специализированных дата-центров, остальные используют так называемые майнинговые фермы. Это вычислительные устройства, состоящие из 5–10 видеокарт, процессора, материнской платы, системы охлаждения и блока питания. На создание такой фермы уйдет около 200 тыс. руб., которые можно будет вернуть за 1–1,5 года.

Если построить мини-версию фермы за 116 тыс. руб., включающую всего 3 видеокарты, и добывать с ее помощью криптовалюту, то майнинг будет приносить около 8000 руб. в месяц, а вложения окупятся за 14,5 месяцев. При увеличении масштабов процесс замедляется. Так, 1,4 млн, вложенные в 10 ферм, которые совместными усилиями ежемесячно дают 110–120 тыс. руб. выручки, вернутся за 2 года.
Самый большой риск криптофермеров — колебания курсов валют, которые могут меняться на десятки процентов в течение считаных дней. Также опасны хакеры, атакующие кошельки. Ну и нельзя сбрасывать со счетов сюрпризы госрегулирования. Каждый из этих рисков чреват скоропостижным разорением.

В случае провала майнингового предприятия ферму можно разобрать, а комплектующие — сбыть с рук. Если добыча велась в масштабах дата-центра, ничто не помешает хозяину отдать вычислительные мощности под что-то другое, например, под большие данные или нейросети.

фото: pixabay.com
Майнинг виртуальных денег стал настолько популярен, что наше государство собирается взимать с него налог. Соответствующие поправки вступят в силу с 1 июля 2018 года и будут касаться компаний. Пока же и предприниматели, и частные лица могут заниматься криптофермерством, которое не является нарушением закона и не контролируется государством. В последнее время об этом способе заработка много говорят, но, если разобраться, ежемесячный доход не так уж велик, к тому же, чтобы заниматься майнингом, придется осваивать технологии.
2.1. МОНЕТИЗАЦИЯ ВЛОГА
Доход: от 1,2 млн руб. в год (у влогера со 100 тыс. подписчиков при одном рекламном размещении в месяц)
Уровень риска: средний


Рынок рекламы в отечественном сегменте YouTube, который уже оценивают в 1,5–2 млрд руб., развивается довольно бодро. И если как следует раскрутить свой видеоблог, можно откусить небольшую часть от общего рекламного пирога. Каждый влогер конкурирует с примерно 1 тыс. монетизирующих свое творчество ютьюберов, из которых несколько сотен зарабатывают в месяц весомые 300–500 тыс. руб., а единицы — феноменальный 1 млн и даже больше. Рекламодатели начинают интересоваться теми, у кого количество подписчиков переваливает за 100 тыс. На этом этапе они готовы платить за интеграцию бренда в видео 100–200 тыс. руб. С увеличением объема аудитории цена растет.

фото: Jakob Owens on Unsplash
Мини-набор влогера (небольшая студия плюс регистрация ИП) обойдется примерно в 120 тыс. рублей. Если вы не проснетесь знаменитым после первого видео, значит, канал придется продвигать. Делать это можно с помощью посевов через специализированные сервисы или покупки рекламы в чужих влогах. В первом случае продвижение ролика обходится в несколько десятков тысяч рублей, во втором — цена стартует от 2–5 тыс. руб.
Доход: от 240 тыс. руб. в год (у инстаграмера со 100 тыс. подписчиков при одном рекламном посте в месяц)
Уровень риска: средний
фото: rawpixel.com on Unsplash
В Instagram рекламы сейчас поменьше (около 700 млн руб. в год), но растет он не хуже YouTube, а конкуренция тут ниже. Рекламодатели традиционно дожидаются 100 тыс. подписчиков, после чего начинают предлагать деньги: сначала 20–50 тыс. руб. за фотопост, после рубежа в 500 тыс. подписчиков — от 100 тыс. руб. Звездные инстаграмеры зарабатывают от 1 млн рублей в месяц и больше.
2.2. МОНЕТИЗАЦИЯ ИНСТАГРАМ-АККАУНТА
Доход: около 1,2 млн руб. в год (у топового телеграмера при 12 рекламных постах в месяц)
Уровень риска: средний (госрегулирование)


Объем рекламного рынка в русскоязычной части Telegram, если сравнивать с Instagram и YouTube, совсем небольшой. В августе этого года он, к примеру, составил 10 млн руб., зато уже к концу года месячный объем должен удвоиться. В общем, небольшой, но набирающий обороты сегмент. Его основной минус — регулярные скандалы на почве госрегулирования, выливающиеся в угрозу блокировки.
фото: pixabay.com
Хозяева топовых русскоязычных каналов могут похвастаться несколькими десятками тысяч подписчиков и берут за рекламный пост от 3250 до 150 тыс. рублей. Нежадный топовый телеграмер может зарабатывать 100 тыс. рублей в месяц в спокойном режиме. Для продвижения канала кто-то обходится 500 рублями и связями среди знакомых авторов каналов, а кто-то рекомендует запастись бюджетом как минимум в 120 тыс. рублей и потратить его на рекламу внутри Telegram.
2.3. МОНЕТИЗАЦИЯ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛА
3.1. ТОРГОВЛЯ «КОФЕ С СОБОЙ»
Доход: до 2,4 млн руб. в год
Уровень риска: средний


Среди различных типов вложения средств популярна покупка готового малого бизнеса, например, кофе-бара — торговой точки без посадочных мест, предлагающей кофе с собой и минимальный набор десертов. Существующие сети развиваются по схеме франчайзинга и всегда рады новым партнерам.

Преимущества кофейного бизнеса очевидны: популярный и понятный продукт, высокая наценка, небольшие издержки. Главный недостаток — возможность прогореть из-за неправильно выбранного места, невкусного кофе, отсутствия грамотного маркетинга или продаж.



фото: Nathan Dumlao on Unsplash
Открывая кофе-бар по франшизе, инвестор платит владельцам бренда вступительный взнос. Например, у Coffee Way он составляет 249 тыс. руб. за первую точку и по 100 тыс. за каждую следующую. У Take and Wake — 200 тыс. руб. для Москвы и 100 тыс. для остальных городов. А Red Cup включает его в пакетное предложение на сумму 490 тыс. руб., куда входит и оборудование, которое в итоге становится собственностью партнера.

Кроме разового взноса нужно будет ежемесячно платить роялти за поддержку: либо в процентах от выручки (допустим, у Coffee Way это 3%), либо в виде фиксированной суммы (Red Cup берет 10 тыс. руб. начиная со второго месяца работы бара). Прочие затраты на открытие — оборудование, мебель, расходные материалы, аренда и зарплаты складываются в сумму до 1 млн руб. Сети-франчайзеры чаще всего обещают, что инвестиции полностью окупятся не позже чем за 6 месяцев. Максимальная чистая прибыль при позитивном развитии событий — около 200 тыс. руб. в месяц.


Доход: около 1 млн руб. в год
Уровень риска: выше среднего
(сложности с арендой места, госрегулирование)


Другой актуальный способ торговать навынос — мобильная кофейня, помещенная в кузов минивэна. Этот формат становится особенно перспективным, так как до конца 2017 года Госдума должна принять закон о нестационарной и мобильной торговле, в котором будет наконец прояснен статус «мобильного торгового объекта». Пока же автокофейни приравниваются к киоскам и ларькам. Им полагается работать на одном строго определенном месте, что напрочь убивает преимущества мобильности. Сложности с «парковкой» и штрафы за работу где не положено остаются основным недостатком формата.
фото: Jelleke Vanooteghem on Unsplash
Само транспортно-торговое средство обойдется в 500–900 тыс. руб. Плюс ежемесячно — 10–100 тыс. руб. за аренду места и 30% выручки на продукты и зарплаты, когда точек больше одной. Работая в парках, можно вернуть вложения за год. Торгуя в городе в будни, по некоторым подсчетам, можно выйти на ежемесячную прибыль в 100 тыс. руб. и окупиться примерно за 10 месяцев. Но это вариант на будущее, когда такой режим станет легальным.
3.2. МОБИЛЬНАЯ КОФЕЙНЯ
4. ПОКУПКА СЕРВИСНЫХ АПАРТАМЕНТОВ
Доход: от 360 тыс. руб. в год плюс 25% от капитализации объекта
Уровень риска: очень низкий


Недвижимость — привычный способ вложения средств, однако в случае сервисных апартаментов речь идет об особом формате, который приносит стабильный доход без лишних хлопот. Это сравнительно новый инструмент, созданный специально для получения пассивного заработка. Он был проверен на практике и хорошо себя зарекомендовал. В Петербурге этот формат работает около трех лет и довольно быстро развивается, занимая на сегодня примерно 46% от всего предложения апартаментов.
фото: предоставлено ГК «Пионер»
Покупая сервисные апартаменты, инвестор получает в собственность готовый арендный бизнес — номер в апарт-отеле с отделкой и мебелью. Все хлопоты, выпадающие на долю владельца арендной квартиры, собственник апартаментов может переложить на управляющую компанию отеля. Она возьмет на себя поиск арендаторов, заключение с ними договора, оплату коммунальных услуг, ремонт.

Номера апарт-отеля спланированы как квартиры-студии и изначально предназначены для сдачи в аренду. К ним прилагаются внутренняя инфраструктура (ресторан, спорт-клуб, коворкинг) и гостиничный сервис с уборкой, круглосуточной службой ресепшен, охраной и т.д.
Сервисные апартаменты рассматривают как альтернативу инвестиционным однушкам и студиям, приобретаемым для сдачи в аренду. Стабильный спрос на съемное жилье гарантирует доходность апартаментов, а благодаря гостиничному сервису они никогда не будут пустовать.

Вообще, инвестирование в сервисные апартаменты — процесс максимально простой и надежный. Покупатель отдает за свою новую недвижимость 3–4 млн руб., регулярно платит налог на нежилой объект в собственности физлица (в Петербурге это та же 0,1% от кадастровой стоимости, которую взимают с владельцев квартир) и 6-процентный налог на доход (предварительно придется зарегистрировать ИП). В принципе, достаточно 500 тыс. руб., чтобы стать владельцем апартаментов в центре города, например, в апарт-отеле YE'S на Социалистической ул., 21*.
За эти деньги он получает недвижимое имущество, которое дорожает на 25% к моменту ввода в эксплуатацию. Так, апартаменты сети YE'S на ул. Хошимина**, когда-то продавались за 2,5 млн руб., а сейчас стоят уже 3,8 млн. При этом хозяева не спешат с ними расставаться: на вторичный рынок выходит не более 2% номеров, что доказывает эффективность данного формата инвестиций. Помимо 25% капитализации апартаменты за счет арендной платы ежегодно приносят собственнику доход, равный 10% их стоимости.
Приобрести номер в апарт-отеле можно вместе с программой доходности, которая позволяет сразу просчитать гарантированный заработок. Инвестор будет точно знать, сколько денег и когда он получит. Например, в сети YE'S существует программа «Гарантированный доход»***, согласно которой собственник в течение трех лет ежемесячно получает со своих апартаментов арендную плату в 27 тыс. или 34 тыс. руб. (в зависимости от площади номера).

При необходимости апартаменты можно продать быстро и без дисконта. В действующих объектах сети YE'S, к примеру, есть специальный лист ожидания для желающих купить готовые апартаменты. По прогнозам, спрос на такую недвижимость и ее стоимость будут расти на 2–3% в год.
Материал публикуется в партнерстве с ГК «Пионер»

*Гостиничный комплекс по адресу: Санкт-Петербург, Социалистическая улица, дом 21, литера А, застройщик ООО "Лен Гранд", проектная декларация на сайте.

**Гостиничный комплекс по адресу: Санкт-Петербург, улица Хошимина, дом 14, литера А, застройщик ООО "Центр ипотечных кредитов", проектная декларация на сайте.


***С условиями ипотечного кредитования объекта можно ознакомиться на сайте

Текст: Алла Пашова
Корректор: Елена Иванова
Верстка/дизайн: Ксения Горшкова, Ксения Суворова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева