Неоклассицизм наносит ответный удар
В последнее время, устав от типовой застройки (ее еще иногда называют стилем минимализм, хотя какая же это вообще архитектура?) или совсем уж новых веяний вроде бионического хай-тека и деконструктивизма, архитекторы вновь обращаются к неоклассицизму как к источнику ансамблевых решений, четкого планирования, небанальной функциональности и — что уж греха таить — петербургского духа.
Одним из примеров творческого осмысления неоклассики стал воплощаемый в квартале, ограниченном Смольным проспектом, Смольной набережной, Тульской улицей и улицей Бонч-Бруевича, проект жилого комплекса «
Смольный проспект». Его разработало известное испанское архитектурное бюро Taller de Arquitectura, которое возглавляет Рикардо Бофилл. На счету этой организации свыше 1 000 проектов в 56 городах Европы, США, Канады, Китая — с 1960-х годов и до наших дней.
Основная особенность деятельности Taller de Arquitectura — это интегрированный урбанизм: бережное отношение к архитектурному окружению проектируемых зданий, национальным и местным градостроительным традициям. Учитывается и то, что между, например, Москвой, где бюро выполняло несколько проектов, и Петербургом есть значительная разница в подходе к застройке.
Как деликатно встроить архитектурное решение в исторический центр города? В том месте, где ведется строительство, это было весьма сложной задачей. Окружающие кварталы демонстрируют всю палитру архитектурных стилей города: в прямой видимости нарядное барокко Смольного собора, напротив — современное здание Сбербанка, рядом — сталинский ампир, модерн, эклектика…
Архитектор Рикардо Бофилл выбрал неоклассицизм как стиль, который не только органично подходит архитектуре Петербурга, но и тактично объединяет сразу несколько веков европейского зодчества. Пропорциональность, сдержанность и благородная простота, присущие этому стилю идеально подошли для нашего города.
Интересен тот факт, что архитектурное решение комплекса перекликается с частично осуществленным проектом реконструкции этого района в 1944-1946 годах, согласно которому новая улица должна была быть застроена монументальными зданиями в стиле сталинского неоклассицизма.