ВАНДАЛЫ,
ставшие
ХУДОЖНИКАМИ
Эволюция стрит-арта: от наскальной живописи до петербургского музея
Стрит-арт — это, пожалуй, одно из самых сложных, неоднозначных и вызывающих полемику течений в современном искусстве. Какую-нибудь шокирующую инсталляцию мы увидим разве что на фотографиях или если специально зайдем на выставку, где она экспонируется. А произведения стрит-арта — граффити, постеры, трафареты, уличные скульптуры — вот они, прямо у нас перед глазами.
«Полно, да искусство ли это?» — скажут многие читатели. Но исследователи уже вполне определились: мало того, что искусство, так еще и с гораздо более долгой историей, чем принято думать.

СТЕНЫ ЕСТЬ — РИСУНКИ НАЙДУТСЯ

Лошади в пещере Шове
На стенах, конечно, рисовали всегда, с древнейших времен. Более того, существовал период, когда ничего, кроме стен, у художника и не было — в доисторические времена.
Затем, когда начали развиваться города, дома стали «холстом» для примитивной рекламы, политических лозунгов и не слишком приличных надписей. В Америке до Второй мировой войны у граффити было достаточно узкое применение: специальными знаками на стенах метили свою территорию враждующие банды. Всё это, как нам кажется, и стало источником предубеждения против тех, кто размалевывает стены и портит чужое имущество.
Граффити советской армии на разрушенных стенах Рейхстага в Берлине
Разумеется, дома украшали и росписью, мозаиками, декоративными элементами, но они, скорее, оставались в ведении архитектуры.

ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ НА УЛИЦАХ ГОРОДОВ БУДУЩЕГО: КАК ЭТО ВИДЕЛИ В 1918 ГОДУ

Первую попытку вывести на улицы именно живопись, приблизив ее таким образом к зрителю, предприняли российские футуристы в 1918 году. Они опубликовали декрет с призывом к художникам использовать стены вместо полотен, «взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов».
Декрет № 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)»
Собственно, по заветам футуристов и действуют современные художники стрит-арта. И бока, и лбы, и трансформаторные будки, и вагоны электричек украшают в меру своего искусства.

Приключения Килроя: корабли или ящики бомб?

Некоторые исследователи считают, что толчком для широкого распространения современного стрит-арта послужили вовсе не российские футуристы, которые только предсказали его превращение в одну из ветвей изобразительного искусства. По их мнению, всё началось с рисунка «Kilroy was here», о происхождении которого есть несколько версий (или даже легенд).
Kilroy
Одни говорят, что некий американский рабочий Килрой в 1942 году трудился в Детройте, где упаковывал бомбы для американских самолетов, и на каждом ящике рисовал эту примитивную картинку. Когда фашисты обнаружили это изображение на захваченном американском оборудовании, то всерьез рассматривали его как шифровку, содержащую важные сведения или указание на секретного агента.
Другие считают, что был такой таможенный инспектор Килрой, который работал в порту Бостона и ставил такой знак на проверенные им корабли. Или говорят, что эту картинку придумали австралийские солдаты, которые воевали в Европе во время Первой мировой.
Kilroy><meta itemprop=
Американский военный грузовик
Как бы то ни было, Килрой стал популярен, его рисовали уже все и везде. Основной пик распространения этого граффити пришелся на послевоенные годы, но в том или ином виде он появляется на стенах и сейчас. Для англоязычных стран это изображение уже вошло в культурный код: используется в фильмах, книгах, картинах и комиксах.

Как райтеры обрели имена

После войны в стрит-арте появляются имена — или, точнее, псевдонимы. Искусство граффити из полностью анонимного становится авторским. Стремление художников сказать всему миру «это нарисовал я!» отображается на вагонах поездов в Филадельфии в 1960-х годах, понемногу перекинувшись на стены. Художники, известные под псевдонимами Корнбрэд (Cornbread) и Кул Эрл (Cool Earl), покрыли надписями и рисунками весь город, да так густо, что их творчество попало в газеты. Это было первое публичное упоминание нового движения.
 Корнбрэд (Cornbread), Кул Эрл (Cool Earl)><meta itemprop=
Вагон метро в Нью-Йорке 1970 г
Затем подобные акции начали происходить в Нью-Йорке. Тэг (или подпись) Таки 183 (Taki 183) начал появляться на стенах в разных районах города — пока без рисунков. Журналисты газеты «Нью-Йорк Таймс» заинтересовались этой историей и вышли на автора тэгов — курьера, жившего на 183-й улице. Ему посвятили целую статью в одном из выпусков газеты и вывели его, первого из всех авторов граффити, за пределы узкой субкультуры. Несколько позже мир узнал и про других пионеров граффити: Julio 204, Frank 207 и Joe 136.
Метро в Нью-Йорке
Тогда же граффити частично ушло «под землю»: райтеры (авторы) стали оставлять тэги в вагонах метро, появилось даже «соревнование» — кто больше нарисует. Разумеется, широкие народные массы и полиция как выразитель их чаяний не считали пишущих на стенах художниками, а потому забирали в участки, штрафовали и арестовывали. Но несмотря на такое отношение, авторы граффити не прекращали свою деятельность и совершенствовали навыки и приемы росписи.

Срочно требуются отличия!

Скоро людей, которые писали на стенах, стало так много, что отличить одну подпись от другой стало сложно. Пришлось как-то выделяться: делать тэги крупнее или ярче, рисовать их в несколько цветов, использовать каллиграфические шрифты. Многие стали добавлять и декоративные элементы: росчерки, звездочки, короны, фигурки вместо букв. Появлялись и вступали в соперничество разные стили, зарождалась эстетика. Кажется, это было уже искусство — просто такое… подпольное.

Стрит-арт выходит в свет... и тут же нарывается на неприятности

В начале 80-х годов всё зашло так далеко, что на это явление обратили внимание не только журналисты из газет, но и авторы статей для арт-журналов, а также владельцы некоторых галерей. Некоторые из райтеров принимали участие в одних выставках современного искусства с Энди Уорхолом, Уильямом Берроузом, Фредом Гери и другими известными художниками того времени. Искусство граффити в этот момент уже не ограничивалось Соединенными Штатами: оно перекинулось как в Европу, так и в Латинскую Америку.
Трафарет в Барселоне, Испания
Раннее использование трафарета для имени тега, «Caper», было сделано Ди (aka Caper) около 1987 года. Он был частью группы писателей граффити под названием R2F «Ready to Fascinate», позже известной как Vinyl Junkies от Hayes и Саутхолл, Лондон / Великобритания.
Граффити в Лиссабоне, Португалия
С одной стороны — успех в галереях и на выставках, с другой — усиление давления общества и «закручивание гаек». Поспособствовала последнему появившаяся в начале 80-х «теория разбитых окон» американских социологов Джеймса Уилсона и Джорджа Келлинга. Основой этой теории был постулат, что мелкое хулиганство, оставаясь безнаказанным, влечет за собой рост серьезных преступлений. В компанию мелких хулиганов вместе с вандалами, безбилетниками и мусорящими на улице попали — заодно уж — и райтеры. Мол, если стены чистые, то и район хороший. А как только появляются надписи на домах, так район сразу превращается в гетто.

Дождались лучших времен

К началу нынешнего века стрит-арт был реабилитирован, и многие его деятели получили всемирное признание. Самым известным из таких художников, конечно, стал неуловимый Бэнкси, завеса над анонимностью которого начала приподниматься только сейчас — и то весьма робко.
Бэнкси><meta itemprop=
«Свингер в Новом Орлеане», Бэнкси
Всемирно известны такие имена, как молодой художник Gaia, райтер из Колумбии Stinkfish, Invader — автор, работающий в технике мозаики, создатель термина «POPaganda» Ron English и другие.

Граффити-войны Санкт-Петербурга

Однако до сих пор многие считают художников, рисующих на стенах, варварами, разрушающими культурное наследие. Это находит отражение в многочисленных «войнах граффити» даже на улицах Петербурга — не говорим уже о каком-то далеком Нью-Йорке.
Даниил Хармс, граффити ><meta itemprop=
Поэт Даниил Хармс на улице Маяковского, 11
Например, в 2016 году в Петербурге велась полноценная война вокруг отличного граффити с портретом поэта Даниила Хармса на доме 11 по улице Маяковского.
Совсем недавно представители ЖКХ закрасили граффити команды HoodGraff с изображением героев фильма «Иван Васильевич меняет профессию» на стене одной из трансформаторных будок в районе Литейного проспекта. Напомним, что раньше на той же будке был вполне художественный портрет Юрия Шевчука… Кому мешал?
«Иван Васильевич меняет профессию»
На одном из промышленных заборов рядом со станцией «Старая Деревня» появилось граффити в поддержку бывшего игрока «Зенита» Фернандо Риксена, который борется со смертельной болезнью.
Внезапную поддержку художники стрит-арта получили от всемирно известного мэтра Михаила Шемякина, который нарисовал граффити в арке дома, где находится центр его имени.
Автор: Софья Козич
В некоторых случаях на спасение приглянувшегося произведения искусства встают сами горожане: так, изображение девочки с советской новогодней открытки, закрашенное на Суворовском проспекте, восстановили с помощью… монет.
А в конце мая в городе появились даже официальные эксперименты в области стрит-арта.

Первый и единственный музей для уличных художников

Если на улицах Петербурга борьба художников и жилконтор ведется с переменным успехом, то в Музее стрит-арта — первом и единственном не только в России, но и в мире — художники победили с разгромным счетом. Несмотря на то, что истории граффити в России значительно меньше лет, чем зарубежному движению, и более активно оно было на периферии, а не в столицах, именно наш город завел у себя не просто временные выставки, а полноценную экспозицию стрит-арта.
Работа Кирилла Кто «Иногда да, иногда нет»
Музей был создан в 2012 году на территории действующего завода слоистых пластиков в районе Большой Охты (шоссе Революции, д. 84). В 90-х годах производство декоративного пластика здесь сократилось, поэтому появились заброшенные цеха. С ними надо было что-то делать, и у акционеров возникла идея превратить часть территории в городское культурное пространство. Одним из пунктов этого плана и стало создание музея.
В Музее стрит-арта работают и постоянная экспозиция, которая регулярно пополняется, и публичная площадка со временными выставками и местом для концертов и акций, среди которых такие, как «Видфест», Innocence, Urban Culture Festival, «Маятник Фуко».

Галерея на северной окраине

Одной из миссий Музея стрит-арта является внедрение нового подхода к развитию индустриальных территорий и удалённых от центра районов посредством творческих практик и современного искусства. Поэтому в ближайшем будущем он планирует расширять свое присутствие в Петербурге благодаря договоренности с одним из застройщиков — ГК «Арсенал-Недвижимость». На территории жилого комплекса «Энфилд» в Буграх откроется совместный проект музея и компании — открытая галерея стрит-арта, которая должна стать пространством творческого самовыражения для художников и местных жителей.
Здесь будут проходить выставки и появляться временные проекты, причем каждый раз, когда будет готовиться что-то новое, прежнюю экспозицию закрасят. По мнению устроителей, это хороший компромисс между выставкой как элементом признания и изначальной эфемерностью уличного искусства. Изменчивость и недолговечность экспозиции может придать проектам новое философское звучание, связанное с тем, что «и это тоже пройдет».
Создание галереи на территории жилого комплекса «Энфилд» подчеркивает то, о чем ГК «Арсенал-Недвижимость» уже заявляла: в процессе разработки именно такого жилого пространства его создатели вдохновлялись не только устройством и духом лондонского боро с тем же названием, но и рисунками известнейшего уличного художника Бэнкси, который, кстати, начинал карьеру именно там. А еще таким образом поддерживается идея легального появления элементов стрит-арта не только в общегородском, но и в жилом пространстве. Стрит-арт и современная архитектура органично дополняют друг друга.
Сдается нам, что возможность посмотреть на хорошие образцы стрит-арта привлечет в район многих петербуржцев и гостей города, которые любят и ценят современное искусство. Этому способствует и хорошая транспортная доступность жилого комплекса: он расположен на территории, примыкающей к пересечению КАД с проспектом Культуры, до него легко доехать на автомобиле или общественным транспортом.
А художникам там и вовсе будет раздолье: специальные стены для того, чтобы рисовать вволю и при этом не озираться постоянно в ожидании наряда полиции или возмущенных граждан.
В планах сотрудничества Музея стрит-арта и группы компаний «Арсенал-Недвижимость» на территории «Энфилда», помимо настенных росписей и живописных проектов, — создание паблик-арт-объектов, проведение мастер-классов, вовлечение местных жителей в культуру стрит-арта.
Но создание арт-галереи под открытым небом — это не единственный повод купить квартиру в этом ЖК. «Энфилд» объединит в себе преимущества хорошей экологии и удобного расположения рядом с городом. Планировка квартала сделана с полным учетом удобства всех жильцов — и тех, которые будут приезжать на автомобиле с работы и падать спать, и тех, кто будет в этом пространстве гулять, отдыхать, заниматься спортом.
Тут будет зеленый променад с фонтаном, открытые крыши, хобби-рум и больше двух километров велодорожек (пригодных также для самокатов и роликов). Вместо стоянок автомобилей во дворах обустроят площадки для отдыха детей и взрослых. От «Энфилда» совсем недолго до Кавголовского озера, популярного места отдыха петербуржцев. А еще рядом всесезонный курорт «Охта-парк» с горнолыжными склонами и зоной развлечений.
Материал публикуется в партнерстве с ГК «Арсенал-Недвижимость»
ЖК «Энфилд», застройщик ООО Арсенал Групп, проектная декларация на сайте

Автор: Алена Синицына
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координаторы: Елена Рожнова, Ольга Голубева
Фотографии wikipedia.org, pixabay.com, pexels.com
Рендеры предоставлены ГК «Арсенал-Недвижимость»
Дизайнер: Елизарова Екатерина