Экстренные ситуации все же случаются. Последний серьезный случай произошел в 2010 году. Самолет «Швейцарских авиалиний» на взлете столкнулся со стаей из 15 чаек. Птицы пробили оба двигателя. Моторы не заглохли, но возникла сильная вибрация. Командир сразу связался с диспетчером: «Мэйдэй, мэйдэй, мэйдэй». Это международный сигнал бедствия. Голос у пилота дрожал. Если остановятся оба двигателя, надо садиться перед собой, а это создаст угрозу безопасности. Командир сказал, что хочет остаться на высоте 900 метров и сразу зайти на посадку. Диспетчер, естественно, отвел от его траектории все остальные рейсы. Самолет облетел аэродром и приземлился. Годом раньше была похожая посадка на Гудзон, о которой даже фильм сняли: самолет на взлете из аэропорта Нью-Йорка врезался в стаю гусей, оба двигателя заглохли, и борт сел на Гудзон. По сути, это аналогичная ситуация.
Вот ворона никогда не попадает под самолет, она умная. А утки, чайки — глупые и крупные. До последнего времени птицы были серьезной проблемой из-за Волхонской свалки. Они прилетали туда покормиться, а потом летели спать на Финский залив. И путь пролегал как раз над аэропортом. После инцидента 2010 года аэропорт заявил, что больше не намерен мириться с соседством свалки. Благодаря усилиям одного из руководителей аэропорта, Клауса Альбрехта, удалось сдвинуть дело с мертвой точки: орнитологи аэропорта ездили на свалку, вели непростые переговоры с ее хозяевами. В итоге полигон все-таки начал выполнять технологию — сразу засыпать мусор грунтом. Когда птицам становится нечего клевать, они забывают об этом месте и перестают прилетать. И через некоторое время чаек стало меньше.
Птиц также отпугивают подражанием крикам тревоги, техническими средствами. Если весной появляются лужи, их осушают. Пожарные водоемы закрывают сеткой, чтобы нельзя было сесть на воду, иначе на них прилетают гуси и утки. Раньше у орнитологов была даже соколиная служба. Сокола поднимали в воздух, и он своим присутствием распугивал чаек. Но от хищных птиц отказались.
Сейчас в аэропорту постоянно дежурят двое орнитологов, на каждой полосе. Если приближается стая, дают сигнал на вышку: зеленый, желтый, красный уровень. Если красный — взлет запрещается, пока орнитолог не скажет, что птицы улетели. Хотя в последнее время ситуация нормализовалась.