Арктика
как коллекция
Оказывается, историю освоения крайнего севера вполне можно изучать по почтовым маркам и конвертам. «Фонтанка» создала небольшой полярный альбом, в котором есть старинные ледоколы, героические дрейфы и увлекательный арктический туризм.
Фото: pixabay.com
О чем речь? Первый в мире арктический ледокол «Ермак» спустили на воду 17 октября 1898 года.

Знаете ли вы, что... Судно строили в Англии по заказу российского правительства. Технические условия для создания ледокола готовились группой экспертов во главе с вице-адмиралом Макаровым. «Ермак» мог преодолевать лед двухметровой толщины. До середины XX века он работал на угле. На ледоколе было 27 угольных ям и 10 паровых котлов, которые ежедневно поглощали от 100 тонн угля. Его закидывали в топки вручную, при помощи лопат. Шлак поднимали наверх и выбрасывали за борт. В 1963 году «Ермак» списали, однако отдельные его части сохранились. В Российском государственном музее Арктики и Антарктики можно увидеть штурвал и нактоуз (магнитный компас). Стол и кресла из кают-компании находятся в московском Музее морского флота. Якорь стал частью памятника, стоящего рядом с Мурманским областным краеведческим музеем.
О чем речь? 27 июля 1931 года ледокол «Малыгин» встретился в бухте Тихая с дирижаблем «Граф Цеппелин».

Знаете ли вы, что... К отплытию корабля и старту дирижабля почты Германии и СССР выпустили две серии марок. На советской – белый медведь наблюдает за несостоявшейся еще встречей, с надписью «Северный полюс 1931» на французском, на немецкой – дирижабль пролетает над полюсом. В бухте Тихая плавучее и воздушное судна обменялись почтой, с этого события началась арктическая филателия. За 15 минут представители «Цеппелина» передали советским коллегам 50 тысяч почтовых отправлений весом 300 кг, а те вручили аэронавтам свои 120 кг. На «Малыгине» находилось первое арктическое почтовое отделение, начальником которого был Иван Папанин. Значительная часть писем, отправленных с дирижаблем из Ленинграда, была адресована руководителю экспедиции профессору Владимиру Визе. Служебное положение позволило океанологу-филателисту пополнить свою коллекцию первыми арктическими марками.

О чем речь? 13 февраля 1934 года после пятимесячного дрейфа пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул.

Знаете ли вы, что... Последними с корабля сходили начальник экспедиции Отто Шмидт, капитан Владимир Воронин и завхоз Борис Могилевич, который тут же погиб во время затопления судна, попав под сместившийся палубный груз. 104 челюскинца провели на льдине два месяца. Семь летчиков, участвовавших в их спасении, стали первыми в истории страны Героями Советского Союза. Все челюскинцы (кроме двух детей) и Борис Могилевич (посмертно) награждены орденами Красной Звезды. С 1936 по 2006 год семь экспедиций отправлялись на поиски остова затонувшего судна, и только во время последней из них были найдены фрагменты парохода.

О чем речь? 21 мая 1937 года высокоширотная воздушная экспедиция «Север» высадила на льдину четырех сотрудников первой дрейфующей станции «Северный полюс».

Знаете ли вы, что... До официальной радиограммы радист станции Эрнст Кренкель отправил следующее сообщение: «81 час 36 минут. 88. Все живы. Самолет цел. У Сими сгорела его основная машинка. У меня сдали аккумуляторы. Если связь прервется, то вызывайте в полночь. Отто Юльевич пишет радиограмму. Лед мировой!..» (Число 88 на языке радистов означает «Любовь и поцелуй»). К началу июня на льдине было установлено 13 палаток: черная – папанинская и 12 разноцветных – розовых, белых, зеленых. Они были вкопаны в снег и обнесены заборами из снежных кирпичей, которые защищали жилье от ветра и пурги. Тропинку, протоптанную вдоль палаток, полярники назвали Советской улицей, а перед палаткой Папанина находилась... Красная площадь.

О чем речь? 18–20 июня 1937 года состоялся первый в мире беспосадочный трансарктический перелет.

Знаете ли вы, что... Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолете АНТ-25 долетели из Москвы в американский Ванкувер через Северный полюс. Перелет длился 63 часа 16 минут. АНТ-25 преодолел 8504 км. Стартовали с подмосковного аэродрома в Щелково, планируя добраться до Сан-Франциско (Калифорния), но в итоге приземлились на аэродроме Баракс в пригороде Портленда. Президент Рузвельт лично поздравил пилотов и штурмана в Овальном кабинете Белого дома. Экипаж АНТ-25 установил национальный рекорд дальности полета по прямой, но не смог побить мировой рекорд (9104 км). Уже в июле с этой задачей справились советские пилоты, которые на таком же АНТ-25 пролетели по прямой 10 148 км – от Москвы до Сан-Джасинто (Калифорния) через Северный полюс.

О чем речь? 23 октября 1937 года начался дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов».

Знаете ли вы, что... Корабль строился в 1908–1909 годах в Глазго и получил имя «Беотик» (Beothic) в честь индейского племени с острова Ньюфаундленд. Затем он был куплен министерством торговли и промышленности России в конце 1916 года. В 1937 году «Георгий Седов» пришел в море Лаптевых, чтобы освободить изо льда пароходы «Садко» и «Малыгин», но вместо этого застрял сам. В итоге судно дрейфовало 812 дней. Изначальных пленников вызволил в августе 1938 года ледокол «Ермак», а «Седов» продолжил дрейф в качестве полярной станции: кораблем нельзя было управлять из-за повреждения руля. 3 января 1940 года ледокол «Иосиф Сталин» вывел «Георгия Седова» изо льдов. Все участники дрейфа стали Героями Советского Союза и получили по 25 000 рублей.

О чем речь? 2 апреля 1950 года возобновилось освоение Арктики с помощью дрейфующих станций «Северный полюс».

Знаете ли вы, что... Станции размещались на льду разных типов. Например, «СП-2» и «СП-3» располагалась на паковом льду (толщина – не менее 3 метров, существует более двухлетнего цикла нарастания и таяния). «СП-19» находилась на ледовом острове – осколке глетчера площадью около 100 кв. км и толщиной более 30 метров. Она начала работу в 1969 году – это была первая высадка в условиях полярной ночи. А станции «СП-22» принадлежат рекорды по сроку работы и дальности дрейфа. С 1973 по 1982 год она прошла 17 069 км, приняв девять смен полярников.

Начиная со «СП-4», на всех станциях действовали «почтовые отделения». Добровольцу из числа участников экспедиции выдавали почтовый штемпель, и он, помимо своих основных обязанностей, занимался обработкой почты. Для каждой станции создавались уникальные конверты и штемпели.

О чем речь? 5 декабря 1957 года спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Знаете ли вы, что... В 1963 году с экипажем атомохода встречался Фидель Кастро, прибывший в Мурманск с визитом. В книге почетных гостей ледокола кубинский премьер-министр написал: «День нашего посещения атомного ледокола «Ленин» останется для нас незабываемым днем. На ледоколе мы увидели реальную действительность, мечты гениального пролетарского вождя, имя которого носит это судно, а также величайшее достижение, которым могут гордиться трудящиеся СССР. Внимание и теплота капитана судна «Ленин» и всех членов экипажа останутся навсегда незабываемыми в нашей памяти». Корабль списали в 1989 году, а в 2008-ом превратили в музей. Здесь проходили съемки фильма «Ледокол», который вышел в 2016 году.

О чем речь? В 1966 году пассажирский лайнер «Вацлав Воровский» совершил первый в СССР арктический круиз.

Знаете ли вы, что... Теплоход прошел по маршруту Мурманск – остров Хейса – Диксон – Дудинка – Норильск – остров Вайгач – Соловецкие острова – порт Архангельск – Мурманск. На следующий год «Вацлав Воровский» начал возить туристов в высокие широты и даже высаживал их на одном из островов Земли Франца-Иосифа. Белые медведи и моржи производили сильное впечатление на советских граждан. Многие стремились отправиться в полярный круиз во второй и даже в третий раз. Спрос на арктический туризм был настолько велик, что очередь приходилось занимать за несколько лет до будущей поездки.

Что касается самого лайнера, «Вацлав Воровский» был построен в ГДР и спущен на воду в 1959 году. Капитаном корабля на протяжении 25 лет был Михаил Каск. В 1985 году он вышел на пенсию, передав теплоход своим ученикам. А еще через три года судно было списано и продано московскому совместному предприятию. Теплоход перегнали в Балтийское море и, не найдя ему применения, оставили ржаветь в Выборгском заливе.
Сколько денег потребуется современному туристу для покупки самого дешевого билета на ледокольный круиз по Арктике?
ПРОЙДИ ТЕСТ
О чем речь? 17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса.

Знаете ли вы, что... Это было первое в истории плавание надводного судна к точке географического Северного полюса. Поход приурочили к 60-летию Октябрьской революции. В итоге «Арктика» провела на полюсе 15 часов. Для начала был установлен металлический флагшток, к нему прикрепили древко от флага экспедиции Георгия Седова, которая в 1914 году до полюса не дошла. После поднятия флага СССР участники похода протоптали традиционный «кругосветный маршрут» диаметром около 40 метров, позволяющий быстро пересечь все меридианы Земли. Один из членов экипажа изготовил неофициальный штемпель «Северный полюс. Атомный ледокол «Арктика» 17 августа 1977 г.», отпечатки которого были поставлены примерно на сотне конвертов и открыток. Отправляясь в обратный путь, «Арктика» оставила на полюсе памятную металлическую плиту с изображением герба СССР (копия есть в музее Мурманского морского пароходства) и капсулу с проектом конституции СССР и текстом гимна (ее копия хранится в Музее Арктики и Антарктики).

О чем речь? В декабре 2013 года заработала первая и пока единственная на российском арктическом шельфе нефтедобывающая платформа «Приразломная» компании «Газпром нефть».

Знаете ли вы, что... Приразломное месторождение находится в Печорском море, в 60 км от берега. Промышленные запасы нефти здесь обнаружили еще в 1989 году. Торжественная закладка платформы произошла в 1995-ом, а на воду ее спустили только через 15 лет. Потом, правда, оперативно достроили и в 2011 году установили в Печорском море. Сооружение размером с два футбольных поля (126х126 м) и весом в 500 тысяч тонн стоит прямо на морском дне. Платформа способна выдержать прямой удар 10-метровой волны, а ее нижняя часть, в которой хранится нефть, устроена так, что ей не страшна прямая торпедная атака. Буровая вышка «Приразломной» работает в любую погоду, даже во время урагана, когда скорость ветра достигает 51 км/ч. Платформа добывает особую арктическую нефть сорта ARCO. Она отличается высокой плотностью, большим содержанием серы и низким – парафина. ARCO поставляют в Западную Европу. Продукты ее переработки используют в шинной, фармацевтической и космической промышленности.

О чем речь? 18 апреля 2014 года танкер «Михаил Ульянов» принял первую партию арктической нефти.

Знаете ли вы, что... «Михаил Ульянов» построен в Петербурге на Адмиралтейских верфях и спущен на воду в 2008 году. Это крупнейший танкер в истории российского судостроения: длина – 263 м, ширина – 34 м, вес – почти 30 тысяч тонн. Он спроектирован по патентованной технологии финской компании Aker Arctic Technology, может двигаться как носом, так и кормой вперед. Самостоятельно разбивает лед толщиной до 1,2 м. Именно в танки «Михаила Ульянова» по команде президента Владимира Путина отгрузили первую партию арктической нефти (70 тысяч тонн), добытой на Приразломном месторождении.
Когда в Петербурге произойдет ближайший спуск на воду нового ледокола?
ПРОЙДИ ТЕСТ
Верно!
Ледоколы XXI века проектируют с учетом принципа нулевого сброса: все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются на берегу. Так это будет происходить на судне «Андрей Вилькицкий», которое сейчас строится на Выборгском судостроительном заводе.


А вот и нет!
Ледоколы XXI века проектируют с учетом принципа нулевого сброса: все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются на берегу. Так это будет происходить на судне «Андрей Вилькицкий», которое сейчас строится на Выборгском судостроительном заводе.


А вот и нет!
За такую поездку придется выложить кругленькую сумму – 1,5 млн. рублей. Неудивительно, что ледоколы редко исполняют роль круизных лайнеров и в основном используются крупными нефтяными компаниями в ходе освоения и эксплуатации арктических месторождений.
Верно!
За такую поездку придется выложить кругленькую сумму – 1,5 млн. рублей. Неудивительно, что ледоколы редко исполняют роль круизных лайнеров и в основном используются крупными нефтяными компаниями в ходе освоения и эксплуатации арктических месторождений.
Верно!
Летом 2018 года в Петербурге презентуют новый ледокол «Александр Санников», построенный по заказу «Газпром нефти». Судно отправится в Ямало-Ненецкий автономный округ, где будет обеспечивать непрерывную работу нефтеналивного терминала «Ворота Арктики».
А вот и нет!
Летом 2018 года в Выборге спустят на воду не атомный ледокол «Александр Санников», основная задача которого обеспечивать непрерывную работу нефтеналивного терминала «Ворота Арктики», расположенного в Ямало-Ненецком автономном округе.
Материал публикуется в партнерстве с компанией ПАО «Газпром нефть».