Балет Мориса Бежара, современный балет, французский балет, Bejart Ballet Lausanne, балет Бежара СПБ, PMI, Жиль Роман интервью, Бежар празднует Мориса, М-1 Арена
Балет Мориса Бежара:
свидание Санкт-Петербурга с Европой
26 октября на сцене многофункционального комплекса «М-1 Арена» выступит труппа легендарного балета Мориса Бежара — Bejart Ballet Lausanne. И это отличная новость: в то время, когда мировые звезды не спешат с гастролями в нашу страну из-за политических сложностей, корпорация PMI привозит в
Санкт-Петербург франко-швейцарскую труппу, занимающую ведущие позиции в современном танце.
 Балет Мориса Бежара, современный балет, французский балет, Bejart Ballet Lausanne, балет Бежара СПБ, PMI, Жиль Роман интервью, Бежар празднует Мориса, М-1 Арена
После разговора с художественным руководителем Béjart Ballet Lausanne Жилем Романом стало ясно, что предстоящий концерт — вовсе не мероприятие, на котором избранная публика выгуливает бриллианты и беседует в антракте о курсе акций. На самом деле это актуальное творческое послание адресовано каждому из нас.

Все станет более очевидно, если перед беседой с господином Романом вспомнить, как Франция и Европа привозили в Россию свои лучшие достижения — вне зависимости от любой конъюнктуры.
фото: Jennifer Santschy
Жиль Роман,
художественный руководитель
Балета Бежара
Ив-Сен Лоран и десант его манекенщиц
Сложилось так, что теплые дуновения западной культуры доносились к нам в первую очередь из франкофонной Европы. Франция и Швейцария — вряд ли в сознании советского человека существовали более заманчивые географические названия. Искусство, мода, высокая кухня — все оттуда. Переосмысленное после выставок в Эрмитаже. Сшитое по выкройкам из контрабандных журналов или их «пересказов» в прибалтийских журналах мод. Воплотившееся в классическом салате оливье и мясе по-французски, в конце концов.
Балет Мориса Бежара, современный балет, французский балет, Bejart Ballet Lausanne, балет Бежара СПБ, PMI, Жиль Роман интервью, Бежар празднует Мориса
Россия. Москва. 2 апреля. Фотография с показа Christian Dior в Москве в 1959 году представлена на выставке «Christian Dior – 60 лет истории в фотографиях» в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств. Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников
Важным событием стал визит в нашу страну начинающего модельера Ива Сен-Лорана, наемного кутюрье в империи Christian Dior, и его манекенщиц в 1959 году. Выражаясь языком военной терминологии, это был настоящий десант. Тонко продуманная операция по знакомству нашей большой страны с высокой модой. 12 моделей привезли с собой в Москву более 150 кофров с платьями, шляпками, чулками, перчатками и, кроме того, пятьсот литров духов, которые щедро дарили советским женщинам, а также распыляли в залах во время дефиле. После представлений манекенщицы пошли в народ: они прогуливались в нарядах new look не только по Красной площади и среди кремлевских соборов, но и в ГУМе, городских парках и скверах, а также на рынках. Там они покупали у бабушек садовые цветы: пионы и ландыши были завернуты в газету «Правда» — типично французская ирония! После этого десанта интерес к западной моде у жительниц Советского Союза значительно вырос.
Christian Dior и его яд
Дом Christian Dior и потом не оставлял вниманием нашу страну. В конце восьмидесятых годов на прилавки советских магазинов поступили наиболее актуальные парфюмерные новинки — раньше, чем во многие европейские страны!
Россия. Москва. 1 сентября 1992 г.
У витрины парфюмерного магазина. Кавашкин Борис, Пахомова Людмила/Фотохроника ТАСС
Конечно, в отделах парфюмерии тогдашних универмагов с трудом, но можно было найти знаменитые Magie Noir, Climat или Madame Rochas. Они продавались по очень высокой цене, только в Москве, Ленинграде и некоторых столицах союзных республик — и даже там иногда были доступны из-под прилавка или после длительного стояния в очереди. Чуть доступнее была совместная продукция фабрики «Новая заря» и фирмы L'Oreal. Но волшебства в ней все же недоставало.

Знаменитый торговый дом придумал маркетинговый ход: предложил не только «отраву» (Poison — по-французски «яд, отрава») для женщин, но и непривычный для большинства отечественных покупателей парфюм для мужчин.
Майя Плисецкая, Пьер Карден, Морис Бежар:
страсть к балету
Кутюрье Пьер Карден навсегда влюбился в нашу страну и ее людей, куда приехал сразу после полета в космос Юрия Гагарина. Россия стала для маэстро источником вдохновения. И его творения были одним из самых узнаваемых символов dolce vita за железным занавесом.
Балет Мориса Бежара, современный балет, французский балет, Bejart Ballet Lausanne, балет Бежара СПБ, PMI, Жиль Роман интервью, Бежар празднует Мориса
Сначала фасоны от Кардена оставались роскошью для избранных счастливчиков из числа дипломатов и партийных функционеров и их семей. Но в восьмидесятых его костюмы и аксессуары попали в галантерейные отделы ведущих универмагов, оказывая огромное влияние на общественные запросы и выгодно выделяясь на фоне безликих швейных изделий местных фабрик.
фото: wikipedia.org
Ярким примером взаимосвязи мира материального и чувственного стало творческое сотрудничество Пьера Кардена с балетной сферой. В течение десятилетий моделью кутюрье была русская звезда Майя Плисецкая: в ее гардеробе можно было найти сотни моделей мастера, причем это были не только нарядные платья, но и сценические костюмы, так отличающиеся от привычных балетных пачек с их перьями и корсетами. Балет «от Кардена» стал началом настоящей эстетической революции для наших сограждан.
1998. Пьер Карден и Майя Плисецкая танцуют вальс. Фото Бориса Кавашкина /ИТАР-ТАСС/
СССР. Москва. 9 июня 1980 г. Большой театр Союза ССР поставил новый спектакль-балет композитора Родиона Щедрина "Чайка". Художник по костюмам Майи Плисецкой Пьер Карден (Франция)//Коньков Александр/Фотохроника ТАСС
На очередном подъеме интереса к этому виду искусства огромный успех снискали гастроли ведущей мировой труппы современного танца — Балета ХХ века, возглавляемого франко-швейцарским хореографом и иконой балетного искусства Морисом Бежаром. Отклик советской публики был настолько горячим, что после гастролей в Cеверной столице в 1987 году Бежар создал балет, который так и назывался — «Воспоминания о Ленинграде». Это название стало одном из первых в репертуаре новой труппы, которую маэстро назвал своим именем — Béjart Ballet Lausanne. Именно эта история продолжится в Санкт-Петербурге в нынешнем апреле.
Жиль Роман: «Надеюсь, встреча будет великолепной»
Морис Бежар возглавлял компанию два десятилетия — вплоть до своего ухода в 2007 году. С этой поры художественным руководителем Béjart Ballet Lausanne является его лучший танцовщик и хранитель традиций Жиль Роман. Под его руководством труппа достигла огромного успеха, став одним из столпов мировой системы современного танца. Постановки Бежара продолжают жить; также зрители наслаждаются и балетами самого Романа, которые отличаются ярким творческим почерком.
Жиль Роман рассказал нам о предстоящем вечере.
Балет Мориса Бежара, современный балет, французский балет, Bejart Ballet Lausanne, балет Бежара СПБ, PMI, Жиль Роман интервью, Бежар празднует Мориса
фото: LaureN Pasche
— Что же увидят петербуржцы? Насколько спектакли Béjart Ballet Lausanne будут понятны простой, неискушенной публике?
— О, обыкновенной публики не бывает. Особенно в России, с ее людьми, фантастически осведомленными о секретах мира танца. Этот вечер я посвятил тридцатилетию Béjart Ballet Lausanne. В первой части мы покажем балет «t'M и Вариации» на музыку Ника Кейва и Уоррена Эллиса. Эту постановку я создал для моих танцовщиков и для самого Бежара. Она как письмо, которое я отправляю Морису, рассказывая о том, что нового случилось в его компании за последние годы.

Вторая часть, «Бежар празднует Мориса», — это калейдоскоп, панорама различных пьес Мориса на музыку Бетховена, Вебера, Штрауса, Россини, на традиционную музыку разных стран. Это фрагменты, которые я соединил для того, чтобы продемонстрировать невероятно высокое качество работ Мориса и его значение как хореографа мирового уровня.
— Ваши гастроли проходят на фоне весьма прохладных и трудных отношений между Россией и Западом. Исходя из этого контекста, рассматриваете ли вы свой визит в Петербург как какую-то миссию? Или для вас искусство остается вне политики?
— Одна из задач искусства — что-то передать зрителям. Сделать так, чтобы людей что-то объединяло. Я не везу с собой никакой политики. Я надеюсь, что люди, которые придут на наши представления, выйдут из своей повседневности, оставят проблемы в стороне. Мы совершаем туры по всему миру. Если я приму какую-то сторону в политической картине, вряд ли это будет приемлемо. Тем более, что наша труппа интернациональна. В ней люди, которые приехали отовсюду. В том числе и прошедшие русскую балетную школу.
— Как вам удается сохранять стиль Бежара? Или какие-то изменения все же неизбежны?
— Я работал с Морисом и передаю этот опыт танцовщикам вместе с его репертуаром — от поколения к поколению. Всегда есть какие-то трансформации: танец — живая материя. Но ничего не меняется кардинально. Если балет достаточно интересен для того, чтобы его показать, — он будет показан.Конечно, та или иная постановка порой открывается с новой стороны. Но это не значит, что необходимо во всех случаях искать новую хореографию. Нужно уважать мысль Мориса, смысл, который он вкладывал.
— Что вы ждете от петербургской публики?
— (смеется) Ничего особенного. Просто надеюсь, что зрители примут наше послание. И что момент встречи будет великолепным. Для меня это очень важно.
Итак, для любителей современного танца 26 октября на площадке «М-1 Арена» пройдет шоу самой титулованной балетной труппы современности Béjart Ballet Lausanne. Петербургское выступление — часть большого турне по России и Прибалтике. Этот вечер обещает стать историческим событием.
Материал публикуется специально для корпорации PMI


Автор: Иван Иванов
Редактор: Елена Виноградова
Корректор: Елена Виноградова
Координатор проекта: Елена Рожнова
Фото и видео предоставлено корпорацией PMI
Верстка и дизайн: Екатерина Елизарова