Еще одно наблюдение (которое вполне согласуется с выводами современной науки) – изменились границы подросткового возраста. Они расширились лет с 9 и до 23. Когда-то считалось, что человек становится зрелым и способным строить взрослую жизнь с 14 лет, потом – с 18-ти, сейчас – с 23-х. А молодость теперь длится до 40 лет с лишним. В этом нет ничего пугающего. Ведь продолжительность жизни тоже растет. Человечеству надо учиться жить в перспективе до 130-150 лет. И это ужасно интересные вызовы. Например, что делать до 23-х лет с детьми – такими большими, но беспомощными? А с другой стороны, сейчас есть и такое понятие как «ранний подросток» - уже в 8-9 лет дети мучаются проблемами, которые раньше становились актуальными только в 14-15.
Так, уже в 3-4 классах у детей возникают и расовые вопросы, и имущественные. Или, например, такой: «Почему я должен, если я не хочу? что мне это даст? зачем это?». Вообще, современный подросток, и это очень здорово, не такой застроенный, как когда-то, если, конечно, он не продукт «сильных гимназий». И педагогам приходится с ними обо всем говорить всерьез. Аргументировать, убеждать. Просто на одном «надо» и «ты должен» современный подросток не строится.
Так вот, кто-то уже в 9-10 лет мечется между проблемами смерти и вечной жизни, справедливости и имущественного неравенства, а кто-то и в 14 об этом не задумывается – эти вопросы к нему, может, только после 20-ти придут. И такая дифференциация проявляется все сильнее. Скоро, наверное, придется формировать классы не по возрасту, а вот по этому признаку – ментальная зрелость и осознанность – как-то тестировать детей. И, кстати, это очень гуманно.
Родители часто пугаются от того, что их дети в 1 классе усваивают что-то медленнее, чем их сверстники. Не показывают каких-то блестящих результатов. Некоторые даже начинают ребенка лечить, закладывают ему в голову, что он недостаточно хорош, чуть ли не болен. И от осознания этого у маленького человека дальше жизнь становится неуспешной. А если не пугаться и дать первокласснику развиваться естественно, то к 3 классу проблемы уйдут. Он будет ничуть не хуже детей, которые начали читать в 4 года. Мы у себя в школе стараемся до определенного возраста не давать детям понять, кто тут в классе умный, а кто нет. Тем более, что все это неправда. Все равно каждый чем-то своим силен и интересен. У кого-то логика развита, у кого-то творческие способности, сопереживание другим людям. Очень важно развивать в каждом из них то, что находится в дефиците. Поощрять то, что в ресурсе и ни в коем случае их не закомплексовать.