Аукционы: азбука азарта. Часть 2
(с) pixabay.com
Аукцион — это коммерция и искусство, это деньги и страсть. «Фонтанка» составила АБВГДейку увлекательного процесса продажи. Во второй части нашего лонгрида (от М до Я) вы узнаете: как автограф Нила Армстронга на фотографии поверхности Луны оказался в Петербурге, как появился молоток на аукционах и что было до него, как коллекция императорских пасхальных яиц Фаберже была куплена оптом до аукциона и оказалась на берегу Фонтанки...
Аукционы: азбука азарта. Часть 1
В первой части буквицы мы рассказали об азбуке продаж. А — азарт, Б - букинистика... Л — лот.
фото: (с) pixabay.com
М _ МОЛОТОК _
Самый распространенный символ конца торгов, дошедший до наших дней, это удар молотка. Громкий звук его слышен всем присутствующим. Но так было не всегда.
В античные времена наши предки использовали копье, которое продавец втыкал в землю. Именно этот знак недвусмысленно говорил все, торг окончен, новый владелец лота определен.

В новое время копья вышли из употребления, понадобился иной способ. В Англии в конце XVIII века такой мерой стала обычная свеча.

(c) pixabay
Победителем становился тот участник аукциона, который назвал цену последним и до того, пока не погасла свеча. В Великобритании это называется sale by candle. Согласитесь, азартно. Интересно, что в английском языке появился термин «свечная распродажа» (inch-of-candle sale). Это аукцион, на котором заявки принимаются, пока не выгорит определенная доля свечи.

В Италии победителем торгов считался тот, кто последним смог ухватиться за длинную палку (la asta). До сих пор итальянцы называют аукцион именно этим словом.

С распространением онлайн-аукционов внешняя эффектность — три удара молотком — ушла. На специализированных сайтах рядом с лотом устанавливается таймер обратного отсчета.
Н _ НЕДВИЖИМОСТЬ _
Аукционы по недвижимости — чисто российская «фишка». В мире такая практика отсутствует. Там предметами аукционов традиционно являются произведения искусства, бриллианты, вина, иногда автомобили, но тоже в эксклюзивных вариациях, к примеру, старинные. Однако аукционные дома не чуждаются сделок с недвижимостью. Те же Christie's и Sotheby's продают богатые дома и поместья, но только в рамках агентских договоров.

Например, после смерти в 2008 году знаменитого кутюрье Ив Сен-Лорана его коллекция продавалась на аукционе Christie's, в отличие от поместья, которое «ушло» без шума и публичных обсуждений. Сделка состоялась в сентябре 2008 года. Вилла «Габриэль» постройки 1874 года, расположенная в Нормандии, была продана за 9,6 млн евро. Дом площадью 800 кв. м, окруженный парком в 30 га, согласно информации в СМИ, достался российскому бизнесмену Симану Поваренкину.
Что касается торгов по недвижимости, то в мировой практике они применяются только в случае продажи имущества за долги. Например, Майкл Джексон задолжал 25 млн долларов Fortress Investment Group. В уплату долга планировалась продажа с аукциона его калифорнийского ранчо Neverland. Певец купил имение в 1987 году, чтобы создать там парк развлечений для детей. Он назвал его в честь сказочной страны, где жил его любимый герой Питер Пэн.

(с) wicimedia
Но в 2006 парк был закрыт. Всех обитавших в нем животных купил аризонский природный заповедник Banjoko. А сама недвижимость должна была быть продана с молотка. Торги должны были состояться весной 2008 года, но в последний момент певцу удалось урегулировать конфликт с кредиторами.

В России торги зданиями, помещениями (и даже землей) по накалу страстей ничуть не уступают западным аукционам по искусству.

На аукционах РАД были проданы петербургские объекты:
На аукционах РАД в России были проданы объекты:
О _ ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВ _
В мировой практике за несколько дней до начала торгов традиционно проходит предаукционная выставка. Многие произведения поступают из частных коллекций, и выставка — единственная возможность увидеть их воочию. Претенденты проходят регистрацию и получают карточки участников. Если клиент не хочет присутствовать на торгах, он может сделать покупку по телефону или заранее оставить письменную заявку с указанием максимальной цены.
(c) pixabay
Зал — Интернет — телефон — это те источники, «из которых» аукционист в ходе торгов «собирает» предложения по цене. И еще у него есть заочные биды, а то и несколько. И если вдруг предложений от очных участников не поступает, аукционист торгуется «сам с собой», то есть пошагово за тех «парней», которые оставили заочный бид. Он следит за изменениями в различных сферах.

В Российском аукционном доме приоткрывают завесу тайны этого увлекательного процесса. «В отечественной практике используется классический аукцион — в зале с аукционистом и молотком, и электронный аукцион — в Интернете. Но только они используются по отдельности. При этом долгое время предпочтение отдавалось классическим торгам. Потом тренд изменился — электронные торги стали продвигаться повсюду, не исключая тех мест, где отсутствует интернет-покрытие. Сочетание классики и электроники для России — это вопрос будущего. Между тем все эти «практики» можно увидеть и опробовать на аукционах по частному имуществу РАДа, в частности, на букинистических торгах».
П _ ПРИВАТИЗАЦИЯ _
После принятия закона о приватизации, в 1991 году, российские регионы приступили к продаже в частные руки местных госактивов. По факту этот процесс в полную меру был запущен только в Петербурге — вся практика публичных аукционов госимуществом отрабатывалась здесь.

Начиналось все с чековой приватизации, которая длилась с 1992 по 1994 год. После ее завершения активы стали выставляться на классические «денежные» аукционы.

Спустя три года, в 1994, в Петербурге начался выкуп помещений собственниками небольших магазинов, объектов бытового обслуживания, парикмахерских, кафе.
Из этого проекта вырос нынешний малый бизнес. В ходе так называемой «малой приватизации» трудовые коллективы выкупали оборудование своих предприятий, одновременно и сохраняя свой бизнес, и становясь собственниками.

Многие из приватизированных тогда магазинов, предприятий бытовых услуг, парикмахерских, кафе и ресторанов сохранились по сей день.

Например, знаменитая чебуречная на Вознесенском, дом 55, или известный всем петербуржцам магазин «Диета» на Садовой улице, дом 38.

(с) wicimedia
Новый этап масштабной приватизации начался в 2004 году, когда передача городского имущества в частные руки стала значимым источником пополнения городской казны и частью большой работы по приведению в порядок городской недвижимости.

Город искал эффективных собственников для развития гостиничной инфраструктуры. Так были приватизированы гостиницы «Астория», «Москва», «Октябрьская», «Пулковская» (ныне Park Inn Pulkovskaya Hotel), «Прибалтийская» (ныне Park Inn by Radisson Прибалтийская), «Выборгская», «Турист» и многие другие. Были приватизированы здания Пассажа, Никольского рынка, Международного банковского института на Невском, дом 58, комплекс «Новая Голландия». Благодаря передаче в частные руки было сохранено и восстановлено множество исторических зданий.

Петербургский опыт лег в основу приватизационных процессов в других российских регионах и был использован при продаже федерального имущества.
На торгах Российского аукционного дома в рамках приватизации федеральных и региональных активов было реализовано около 1000 объектов (акции и недвижимость) на сумму 62 млрд рублей.
100 %
акции
АО «Щелковский завод вторичных драгоценных металлов» (1,5 млрд руб.)
ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (1,02 млрд.руб.)
ОАО «Югрател» (2,4 млрд руб.)
94,13 %
акции
ОАО «Птицефабрика Челябинская» (1,4 млрд руб.)
25,5 %
акции
ОАО «Мурманское морское пароходство» (660 млн руб.)
ОАО «Аэропорт Анапа» (153,6 млн руб.)
13,2 %
акции
ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ) (850,3 млн руб.)
Р _ РАРИТЕТ _
Миллионы за лунную пыль, или Зачем участвовать в аукционах?

50 лет назад астронавт Нил Армстронг впервые в истории человечества ступил на Луну. Оттуда он привез не только впечатления: с поверхности спутника Земли он собрал осколки камней и лунную пыль. Но небольшой мешочек с космическими артефактами мистическим образом исчез. И вот спустя годы — сенсация! 20 июля 2017 года на аукционе Sotheby's его продали за 1,8 млн долларов.

Всего за два года до этого Нэнси Ли Карлсон, женщина из Иллинойса, купила этот мешочек на торгах небольшого аукционного дома всего за 995 долларов. С 2014 года мешочек выставляли на аукцион трижды, но на него не было заявок. После покупки Карлсон отправила мешочек на экспертизу в космический центр Джонсона в Техасе. Там по серийному номеру подтвердили, что это предмет из миссии «Аполлона». НАСА собиралось оставить космическую реликвию себе, однако женщина отстояла свои права в суде.

Кстати, всего за полтора месяца до этого события, 27 мая, на петербургском букинистическом аукционе РАД был продан автограф астронавта Нила Армстронга на фотографии поверхности Луны. Не исключено, что со временем новый владелец драгоценного автографа также умело воспользуется растущей стоимостью первых космических реликвий.

Самые неожиданные лоты:
(см.по клику)
Записная книжка Мэрилин Монро с телефонами Артура Миллера, Фрэнка Синатры, Генри Фонда и других близких звезде персонажей.
Продана с аукциона Christie's за 90 850 долларов в 2005 году.
Кожаное ожерелье Джона Леннона, украшенное цветами из смолы, которое было талисманом музыканта.
Продано с аукциона Christie's за 234 тысячи долларов в 2004 году.
Тост, надкушенный Джастином Тимберлейком в редакции нью-йоркской радиостанции.
Был продан на eBay за 3 100 долларов в 2005 году.
Два американских флага, которые украшали лимузин президента Кеннеди в день его убийства.
Проданы аукционным домом Guernsey's за 450 тысяч в 2005 году.
С _ СПОСОБЫ ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА _
Помимо двух основных, широко распространенных способов проведения аукционов, английского (на повышение) и голландского (на понижение), есть еще как минимум две менее распространенных разновидности аукционов: аукцион янки и обратный аукцион.

Дискриминационный аукцион, или аукцион янки. Его особенность в том, что торги происходят в закрытую. Участники подают свои предложения в запечатанных конвертах. На таких аукционах моментом торгов является само вскрытие конвертов, когда выясняется, чья цена оказалась наиболее интересной продавцу. Такие аукционы подходят только для тех, кто хорошо разбирается в рынке и в том, что выставлено на торги.

Название «дискриминационный» аукцион получил за то, что если на продажу выставлено несколько единиц товара, то победителем окажется не только предложивший наибольшую цену, но и следующий за ним претендент, с более низкой ценой, и следующий — все, на кого хватит товара. Из-за того, что не все победители платят одинаково, аукцион и называется «дискриминационным».

Обратный аукцион. Покупатели выставляют запросы на требуемые товары, а продавцы соревнуются, предлагая лучшую цену и условия.
Т _ ТАУБМАН _
Альфред Таубман — человек, сотворивший революцию в мире аукционного дела.
В начале 1980-х он купил аукционный дом Sotheby's и написал его стратегию, которая определила развитие современного аукционного рынка.

До Таубмана торги были сферой деятельности узкого круга лиц, профессиональных коллекционеров, «пыльных» любителей и знатоков искусства.

Таубман провозгласил: «Искусство — это потребительский товар люксового сегмента» — и трансформировал Sotheby's в роскошный бутик с комплексным обслуживанием.

экс- глава Sotheby's Альфред Таубман
(с) sothebys.com
Его обвиняли в популизме, в том, что он превратил Sotheby's в Bloomingdale's (американский люксовый супермаркет). Но он ввел аукционы в моду, сделал коллекционирование престижным увлечением, привилегией состоятельных людей — и бесконечно расширил круг участников этого рынка.

Он превратил Sotheby's в выставку-продажу, стал организовывать аукционы под ключ, не торги, а истинные шоу для высшего общества, где дамы щеголяли в бриллиантах и вечерних платьях, а мужчины — во фраках.

Таубман пригласил армию экспертов, стал выпускать роскошные каталоги, проводить выставки, устраивать ажиотаж вокруг продажи раритетов, к примеру, имущества Энди Уорхола и драгоценностей герцогини Виндзорской. В Лондоне вдобавок к офису появилось кафе, а в Нью-Йорке — роскошная штаб-квартира со стеклянными стенами по образу торговых центров Таубмана.

Эффект был ошеломляющим. Публика хлынула к Таубману — доля покупок старых мастеров у арт-дилеров снизилась с 80 % до 10 %. Перекупщики были в ужасе, а аукционные дома закрепили за собой право торговать искусством — и, кажется, навсегда.
У _ УЧАСТНИКИ ТОРГОВ _
Как ни крути, а участник — все же главное действующее лицо в аукционном зале. Ради его щедрых ставок несколько месяцев работает большая команда. Работники аукционного дома обхаживают продавца, изучают и описывают объект, создают каталог, рекламируют торги. Но не будет участника — и все эти труды окажутся напрасны.

Кто может стать участником торгов? На каждом конкретном аукционе — свои правила. Обычно, в мировой практике, потенциальный покупатель должен заполнить заявку, в некоторых случаях — внести задаток или подтвердить свою платежеспособность выпиской с банковского счета. Для постоянных добросовестных клиентов процедура допуска может быть упрощена. Существуют и «черные списки» участников, не выкупивших лоты или иным образом нарушивших правила аукциона.

«В целом каких-то особых требований к участникам, кроме платежеспособности и соблюдения правил торгов, нет. Для допуска в аукционный зал посетитель должен быть опрятно одет и, желательно, трезв, — комментируют в Российском аукционном доме. — На нашем первом аукционе предметов искусства мы угощали гостей различными напитками. Все было хорошо, пока один из участников не начал выпадать в проход между рядами. С тех пор фуршет — только на предаукционной выставке, а в ходе торгов — только вода!»

К участникам торгов в РАД, как правило, предъявляются следующие требования: участвовать в большинстве торгов может любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности; и любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В торгах в России также могут участвовать иностранные граждане и лица без гражданства. Для участия в торгах потенциальный покупатель должен подать заявку в установленной форме и внести задаток, обычно не превышающий 20 %. Участие в электронных торгах предполагает наличие электронной подписи — современный способ подтвердить информацию о владельце.
Ф _ ФИКСИРОВАННАЯ ЦЕНА _
Продажа по фиксированной цене — это как торговля в обычном магазине. Аукционные торги не ведутся, ставки не принимаются. У лота только одна цена, по которой можно купить товар сразу. Например, на онлайновом аукционе eBay торги проходят по определенным правилам. Продавцы, выставляя свой товар в качестве листинга (лота), могут выбрать формат — продажи по фиксированной цене (Fixed Price Listing). Это стандартная продажа. Товар можно купить сразу, без торга.
Classified Ad — другой способ, когда лот — рекламное объявление. Фиксированная цена. Сделка официально проводится вне eBay. Покупатель связывается с продавцом, и они договариваются о деталях сделки.
«Фрау Мария»: незаконченное путешествие в Россию
У берегов Финляндии покоится затонувший корабль «Фрау Мария» с сокровищами Екатерины II стоимостью 1,5 млрд долларов. В XVIII веке по приказу Екатерины Великой голландский промышленник и меценат Геррит Браамкамп (Gerrit Braamkamp) выкупил уникальную коллекцию живописи из трехсот полотен. Однако берегов России судно так и не достигло: попав в шторм, оно затонуло у финских берегов.

Приблизительная стоимость коллекции — 1,5 млрд долларов. Россия не раз предлагала помощь в поднятии флейта, но пока Суоми не торопится доставать сокровища, ссылаясь на дороговизну операции, а возможно, ожидая 100-летия своей независимости в 2017 году, о чем писала «Фонтанка.fi».
Х _ ХОЛОДНЫЙ РАСЧЕТ _
Остап Бендер — классический пример хладнокровного участника аукциона. Он все рассчитал и предусмотрел. Не суетится, спокойно и даже презрительно наблюдает за борьбой других претендентов за желанный лот и в самый последний момент полностью деморализует соперников щедрым ценовым предложением. Публика шокирована, соперники повержены, аукционист объявляет победителя.
Как известно, Остапа подвела любовь Кисы Воробьянинова к кутежам в компании молоденьких красоток, а также незнание правил аукциона: вознаграждение организатора оплачивается дополнительно к цене под молотком.
Мораль: не доверяй свои финансы неблагонадежным лицам и внимательно читай правила торгов!
Холодный расчет VS эмоциональные приобретения
Не все покупки совершаются с точки зрения чистой логики. В выборе, который мы делаем, немаловажную роль играет аргумент «нравится — не нравится» — и он, безусловно, необъективен и эмоционален. Эмоции подогреваются еще и тем, что предмет нравится многим, а значит, обладать им престижно, как престижно заполучить его в борьбе. Это своего рода спорт. Это сравнимо со стремлением завоевать сердце самой красивой женщины, объекта внимания многих.
(нажмите, чтобы читать далее)
Аукцион — это метод, который максимально активизирует эмоциональную составляющую процесса приобретения. Мало того, что вы что-то хотите, вы должны доказать, что ваше желание сильнее, чем у других, которые тоже хотят. Это страсть и азарт, который вселяет гордость в победителя и обеспечивает доход продавцу — истинное шоу для состоятельных людей.

Хорошо известный петербуржцам адрес — набережная Робеспьера (ныне Воскресенская), 32, — здание, построенное в 1950-е годы для семей сотрудников КГБ, в середине 1990-х было признано аварийным (дом наклонялся в сторону Невы) и расселено, после чего — выставлено на торги. За право возвести новое сооружение в столь престижном месте пришло побороться множество городских застройщиков. Торги начались с 420 млн рублей — немалая цена, учитывая, что здание предстояло снести, а в условиях плотной застройки это уже требует больших финансовых затрат, при этом построить на участке можно было всего лишь пятиэтажный дом. Экономика проекта и так едва-едва сходилась. Но, столкнувшись амбициями, участники торгов поднимали цену, пока она не достигла 1,07 млрд рублей —неслыханная цена для такого скромного по масштабам проекта. Однако победитель аукциона ее заплатил, что тоже, вероятно, было отчасти эмоциональным решением, демонстрацией своих неограниченных возможностей. Городской бюджет получил эту сумму.
Ц _ ЦЕНА _
Оценка для аукциона отличается от цены в прямой продаже. Аукционные дома всегда стараются поставить низкий старт для привлечения покупателей — 60-80 % от рыночной стоимости. Но, в любом случае, начальная цена — это то, что продавец согласен получить за свой актив.

И это — риск, потому что объект может быть продан по этой, сниженной в расчете на предстоящий рост, цене. Для таких случаев в мировой практике существует понятие «резервная, или пороговая цена». Она выше начальной; это та минимальная цена, за которую собственник готов продать имущество. О ней знает аукционист, участникам торгов она неизвестна. Если резервная цена в ходе торгов не достигнута, собственник может отказаться от заключения сделки. Так что при грамотном подходе риск минимален. Зато — живая конкуренция, здоровый азарт, возможность помериться амбициями.

И если по одному и тому же поводу в одном месте сошлись несколько азартных покупателей, собственник может получить за свой «товар» неадекватно высокую цену.
Ч _ ЧАЙНЫЕ АУКЦИОНЫ _
Кто выбирает нам чай? Чай, собранный и переработанный, попадает на чаеразвесочные фабрики различных компаний-производителей после чайных аукционов. Такие аукционы проводятся в Коимбаторе (Индия), Гуанчжоу (Китай), Момбаса (Кения), Коломбо (Шри-Ланка), Лимбе (Малави).

Ти-тестеры — специалисты по тестированию продукта компаний-производителей отбирают лучшие сорта по вкусу, качеству. Образцы проверяются по внешнему виду, на ощупь, на запах и на вкус. По сухим чайным листьям определяется цвет, соотношение листьев и стебельков, скрученность листьев и равномерность их размеров.

По настою чая определяется чистота и равномерность распределения цвета, а также свежесть запаха и букет ароматов. После приготовления чайный напиток проверяется на цвет: мутный или прозрачный, имеет ли темную или светлую окраску. Количество тестируемых образцов чая иногда достигает нескольких десятков.
В мире существуют также меховые аукционы, шерстяные, табачные.
(нажмите, чтобы читать далее)
Лучшие меха можно приобрести на пяти крупнейших мировых площадках. За образцовым мехом норки нужно ехать в Данию, на KOPENHAGEN FUR. Лисий мех высшего качества принято искать в Финляндии на аукционе Saga Furs. Черно-бурая лисица и североамериканская норка представлены на торгах NAFA — Североамериканском пушном аукционе. В США есть еще одна площадка — AMERICAN LEGEND, здесь можно приобрести как элитный, так и вполне расхожий мех, но по очень «вкусной» цене. Но самой престижной меховой площадкой является аукцион Союзпушнины, который проводит торги в Санкт-Петербурге. Его специализация — знаменитый русский соболь. За лучшим в мире мехом в наш город приезжают со всего света с 1931 года, когда состоялся первый аукцион.

NB. Единственной нишей, в которую советская власть допускала торги, стала реализация с аукционов иностранным покупателям мехов и меховых изделий, а также предметов искусства и антиквариата из музейного фонда. Вырученные средства были пущены на индустриализацию Советского Союза. Первым таким аукционом стала проведенная в Ленинграде в 1931 году распродажа партии меха. Аукцион пользовался популярностью и привлек около 80 покупателей из 12 стран. Меха ушли по ценам, превышающим на 6—8 % аналогичные показатели на прошедшем месяцем ранее Лондонском аукционе. Тогда же было создано внешнеэкономическое объединение «Союзпушнина», которое занялось регуляцией аукционной торговли с Западом. Аукционы Союзпушнины были единственными торгами, которые сохранились в советской России и во времена Хрущева, и в период брежневского застоя.

Региональную привязку имеют и аукционы, торгующие другими колониальными и специализированными товарами и сырьем. Так, крупнейшие рынки немытой шерсти сосредоточены в Лондоне, Кейптауне, Сиднее, Мельбурне, Веллингтоне. Нью-Йорк славится табачными аукционами. Породистых лошадей покупают во французском Довиле, российском городе Успенское, где находится одно из лучших племенных хозяйств мира, а также в Туркмении и некоторых странах арабского мира.

В нашем списке практически всегда упоминаются голландские города. Да, в Нидерландах с аукциона можно купить практически все — начиная от креветок и яблок и кончая бриллиантами. Так сложилась история — страна, ставшая родиной аукционов нового времени, до сих пор удерживает лидирующие позиции в этой сфере.
Ш _ ШЕДЕВРЫ _
Если для чего-то по-настоящему и существует аукцион, так это для продажи шедевров! Именно при продаже уникальных объектов, будь то великокняжеский дворец на берегу Невы, картина Пикассо или императорское яйцо Фаберже, наилучшим образом раскрываются все преимущества открытых торгов. Сложно привлечь участников на аукцион, если продается что-то обычное, рядовое. Здесь заманить может только низкая стартовая цена.

Другое дело, когда на торги выставляется Его Величество Шедевр! В зале точно будут кипеть страсти, и аукционисту будет трудно успевать принимать новые ценовые предложения. На самом деле борьба начинается еще раньше — когда владелец сокровища решает, в какой аукционный дом его отдать. Когда становится известно, что предполагается продажа уникального произведения или целой коллекции, представители конкурирующих домов начинают настоящую охоту на продавца: наперебой предлагают лучшие условия, водят в рестораны, кокетничают, говорят комплименты, все средства идут в ход. Но последним аргументом в споре является так называемая гарантированная цена. Это означает, что если в ходе торгов определенная цена не будет достигнута, аукционный дом сам выкупит объект по гарантированной цене. Это большой риск для компании.

Так было с уникальной коллекцией бывшего владельца Sotheby's Альфреда Таубмана. Казалось бы, логично, чтобы именно Sotheby's занялся продажей его имущества. Однако, учитывая, что на кону были миллионы долларов, Christie's приложил немало усилий, чтобы получить возможность заниматься продажей. Обе компании отправили своих экспертов в дома Таубмана в Палм-Бич, Нью-Йорке, Детройте и Лондоне. Они представили наследникам макеты каталогов. Sotheby's выиграл, предложив беспрецедентную гарантию на 500 млн долларов.
Самые-самые …

Пабло Пикассо — испанский художник (1881 - 1973), автор самого дорогого в мире произведения искусства, проданного на открытых торгах (по состоянию на октябрь 2017 года).

Картина «Алжирские женщины», созданная в 1955 году, была продана на аукционе Christie's в мае 2015 года за 179 млн 365 тысяч долларов. Оценка аукциона (эстимейт): свыше 140 млн долларов.

(с) Christie's
«Собака из воздушных шаров» («Оранжевая») — самое дорогое произведение ныне живущего художника Джеффа Кунса.

Оно было продано на аукционе Christie's за 58,4 млн долларов. Оценка аукциона (эстимейт): 35 - 55 млн долларов.

«Собака из воздушных шаров», нержавеющая сталь, цветное покрытие. 307,3 × 363,2 × 114,3. 1994 - 2000.

(с) Christie's
Самое дорогое произведение нашего бывшего соотечественника — художника Марка Ротко «Оранжевое, красное, жёлтое» ушло с молотка на аукционе Christie's за 86,9 млн долларов.

Оценка аукциона (эстимейт): 35 - 45 млн долларов.

Подпись к фотографии. Марк Ротко «Оранжевое, красное, жёлтое». 1961. Холст, масло. 236,2 × 206,4.

(с) Christie's
Самая дорогая скульптура — «Указывающий человек» Альберто Джакомети. Продана на Christie's в 2015 году за 141,7 млн долларов.

«Указывающий человек» Альберто Джакомети. 1947. Бронза. Высота 177,5. Оценка аукциона (эстимейт): около 130 млн долларов.


(с) Christie's
Примеры из практики Российского аукционного дома
Э _ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ _
С появлением интернет-торгов бизнес испытал новый скачок в развитии. Первым стал аукцион Ebay, основанный Пьером Омидьяром в 1995 году.

Проект на 100 % попал в точку. После взлета Ebay интернет-аукционы на своих платформах создают Yahoo!, Amazon.com и другие. Простые граждане бросали основное место работы и занимались продажей антикварных ложек, тарелок и т. д., зарабатывая по 30 тысяч долларов в месяц (больше, чем самые успешные выпускники престижных бизнес-школ).
pixabay
На Ebay продают в основном всякую всячину стоимостью до 100 у. е. (то, что быстро покупается). Любопытно, например, происходил торг за кристаллы Swarovski. Они продавались непосредственно с тела прекрасной фотомодели, и дополнительной наградой победителям становился небольшой интернет-стриптиз.

Участникам электронных аукционов на Lot-online (площадка Российского аукционного дома) стриптиз точно не покажут. Зато здесь можно купить широкий спектр активов самой разнообразной принадлежности, от государственных и корпоративных до частных и проблемных. Здесь продаются пакеты акций и недвижимость в рамках приватизации, непрофильное имущество госкорпораций, активы в банкротстве: дома, земля, встройки, автомобили и пр.
Ю _ ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ _
Аукционы ювелирных изделий, наряду с современным искусством и импрессионистами, входят в тройку самых успешных направлений деятельности крупнейших домов. Торги, на которые выставляются самые редкие и дорогие изделия, почтительно называются Magnificent jewels или Important jewels.

Самые дорогие в истории бриллиантовые серьги продали на аукционе Sotheby's в Женеве. Рекордные 57 млн долларов заплатили за «Аполлона и Артемиду» в 2017 году. Украшения названы в честь греческих богов-близнецов. Что интересно, продавали серьги как два отдельных лота, но купил их в итоге один человек.
«Аполлон» — это ярко-голубой бриллиант высшей категории чистоты и весом в 14,5 карата.

«Артемида» — интенсивно-розовая, но чистота ее оказалась не так кристальна, а потому обошлась она втрое дешевле своего «брата».

Покупатель пожелал остаться неизвестным. Доподлинно известно лишь то, что «Аполлон и Артемида» переехали жить в Азию.

(с) Sotheby’s
Cамым же дорогим бриллиантом в истории аукционов (и наиболее ценным ювелирным лотом вообще) стал Pink Star («Розовая звезда»), проданный на аукционе Sotheby's в Гонконге в марте 2017 года. Покупатель приобрел камень весом в 59,6 карата за 71,2 млн долларов (при стартовой цене 60 млн). Эта сделка побила предыдущий рекорд, поставленный в мае прошлого года на торгах Christie's, когда голубой алмаз «Синева Оппенгеймера», весом 14,62 карата, был продан за 57,6 млн долларов.

(с) Sotheby’s
Интрига торгов в Гонконге состояла в том, что бриллиант уже однажды появлялся на аукционе — в ноябре 2010 года камень ушел с молотка за рекордные 83,19 млн долларов. Однако позже выяснилось, что покупатель, американский ювелир Исаак Вулф, не имеет возможности расплатиться за приобретенный лот. В итоге камень был возвращен в аукционный дом Sotheby's. И такое случается… Естественно, что после таких инцидентов покупатель попадает в «черный список» и уже никогда не будет допущен к участию в торгах.
Я _ ЯЙЦА ФАБЕРЖЕ _
Не будет преувеличением сказать, что первой ассоциацией с русским искусством на мировых аукционах являются они — знаменитые яйца Фаберже, а точнее, императорские пасхальные яйца. Первое яйцо появилось на свет в 1885 году. Всего по заказу российских императоров мастерской Карла Фаберже было изготовлено 54 яйца, из них до наших дней дошли лишь 48. Поэтому каждое появление лота из этой серии на аукционах вызывало ажиотаж.

В апреле 2002 года на торги Christie`s было выставлено «Зимнее яйцо» и еще 68 предметов из собрания Малкольма Форбса, основателя журнала Forbes. Тогда это было сенсацией — «Зимнее яйцо» даже привозили в Россию «на смотрины». Итоговая цена составила 9,6 млн долларов.
"коронационное"
(с) Музей Фаберже
"курочка"
(с) Музей Фаберже
"ландыши"
(с) Музей Фаберже
Коллекционирование предметов Фаберже, в первую очередь сделанных для императорской семьи, было страстью американского магната. Однако наследники не разделили его увлечения и после смерти Форбса стали понемногу пускать драгоценности с молотка.
Начали с уже упомянутого «Зимнего яйца» в 2002 году, а на апрель 2004 года были намечены сенсационные торги — девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов — брошей, табакерок и чернильных приборов. Самые знаменитые музеи России и мира мечтали о таком приобретении, однако, как говорил Остап Бендер, «стулья расползаются, как тараканы»: великая коллекция должна была пойти с молотка по одному лоту.

(с) музей Фаберже
Но здесь сюжет принимает неожиданный оборот. С императорскими яйцами Фаберже, Форбсом и Россией связана, пожалуй, самая громкая в мире история о снятии с торгов сразу целой коллекции предметов искусства. Незадолго до широко разрекламированного пафосного аукциона Sotheby's выпускает пресс-релиз об отмене торгов, в связи с их продажей до аукциона одному покупателю — российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу.

Такой прецедент совершенно исключителен для аукционного мира. По заявлению представителей Sotheby's, основным аргументом в пользу такого решения для семьи Форбс и для аукционного дома стало твердое намерение покупателя вернуть коллекцию в Россию и сделать ее доступной для публики. Официально цена коллекции не озвучивалась, но, по информации из разных источников, за коллекцию заплатили от 100 до 150 млн долларов.

После обнародования такой сенсационной новости забурлила пресса и весь художественный мир — куда же денет сокровища Вексельберг? Закроет в сейфе? Оставит экспонироваться за границей? Передаст в музей? Распродаст? О своем желании получить коллекцию в экспозицию открыто заявляли такие великие музеи как Эрмитаж и Московский Кремль. Однако Виктор Вексельберг поступил весьма нетривиально и эффектно: на основе коллекции, приобретенной у Малкольма Форбса, было решено создать Музей Фаберже в Санкт-Петербурге. Для размещения экспозиции был выбран дворец Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге, в котором до этого находился Дом дружбы. В 2006 году стартовала реставрация дворца, продолжавшаяся 7 лет и стоившая около 1,2 млрд рублей. Свои двери для широкой публики великолепный дворец открыл в апреле 2014 года. Можно с уверенностью сказать, что Музей Фаберже на сегодняшний день является одним из лучших частных музеев мира.

Красивое завершение истории красивой коллекции.

Материал публикуется в партнерстве с
Российским аукционным домом.
текст: коллектив авторов.
дизайн и верстка: Светлана Григошина.
редактор проекта: Галина Леонтьева.
координатор проекта: Елена Таранущенко.
корректор: Елена Иванова.

При создании материала были использованы фотографии, предоставленные Российским аукционным домом, и изображения. размещенные в открытых источниках и бесплатных фотостоках.