VR: ПОЛЕЗНЫЕ ИЛЛЮЗИИ
Пока посетители VR-клубов и аттракционов развлекаются,
художники, ученые и продвинутые компании ставят хайтек на службу делу. Вместо того, чтобы охотиться на монстров, проходить космические квесты и кататься на горных лыжах, они...
фото: Unsplah.com
ЧЕМ СЕРЬЕЗНЫЕ ЛЮДИ ЗАНИМАЮТСЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ?
1. СОЗДАЮТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

За рубежом VR-арт развивается настолько быстро, что начинает превращаться в мейнстрим. Знаковое событие в этом смысле — присуждение «Оскара» инсталляции «Плоть и песок», созданной режиссером Алехандро Иньярриту. Автор приглашает публику внутрь специального павильона и погружает смотрящего в историю о нелегальной миграции из Мексики в США. Сначала показывает брошенные переселенцами вещи, а потом ставит босиком на песок и с помощью шлемов виртуальной реальности показывает, как группа мексиканцев идет навстречу лучшей жизни. Все очень драматично: пустыня, американский вертолет, пограничники с собаками и арест в финале. Сам Иньярриту подчеркивает, что VR и кино — два совершенно разных вида искусства, кому как не знаменитому режиссеру знать это?

Режиссер Алехандро Иньярриту. Фото: Википедия
О произведениях отечественных VR-художников известно мало. Есть подозрение, что оборудование для изготовления виртуального искусства им пока не по карману. Недаром московский центр МАРС предлагает техническую и организационную поддержку по клубным картам: от предоставления аппаратуры до помощи в выставочной работе. В этом году стал известен бурятский художник Даши Намдаков. На Московской биеннале современного искусства он показал инсталляцию «Хранитель Байкала»: если надеть VR-очки и подойти к скульптурному дереву-хранителю, можно перенестись на остров Ольхон.
А художница Катрин Ненашева прошлым летом провела акцию «Между здесь и там». Она ходила по Москве в очках виртуальной реальности, которые показывали ей фото и видео из российских психоневрологических интернатов. VR в данном случае использовалась не как инструмент для создания новой разновидности искусства, но, скорее, как символ заточения. Художница хотела подчеркнуть, что пациенты подобных заведений десятилетиями не выходили в город или вовсе никогда там не бывали. И этот прием сработал.
2. ПРОВОДЯТ ВИРТУАЛЬНЫЕ ТУРЫ

Компания ThingLink, основанная выходцами из ИТМО, разработала визуальный редактор, который привлек уже 4,5 млн пользователей по всему миру. Он позволяет за пару минут создать виртуальный тур, который затем просматривается с любого мобильного телефона через самые простые и доступные любому VR-очки.

Малое инновационное предприятие Video360Production.com, созданное тем же ИТМО для коммерциализации разработок и патентов, производит впечатляющие панорамные видеоролики, которые подходят как для VR-шлемов, так и для просмотра через приложение.
С помощью виртуальных туров можно побывать на культурных фестивалях, постоять на сцене рядом с любимыми музыкантами или посмотреть спектакль из королевской ложи. Они даже могут становиться пропуском в закрытые музейные архивы и позволяют посетить исторические памятники, которых в действительности больше не существует.
3. СНИМАЮТ КИНО

Уже никого не удивляют VR-фильмы в программах международных кинофестивалей: от Каннского до Sundance. Однако большую часть виртуального кинематографа сегодня составляют документалистика и анимация. Например, в прошлом году премия «Эмми» досталась мультфильму «Генри» — истории общительного ежа, который хотел обниматься.
Фото: Unsplash.com
У жанрового дисбаланса есть чисто техническая причина. Куратор Russian VR Seasons Георгий Молодцов в одном интервью объяснил, что в VR-картинке нет разделения на передний, средний и дальний план, «что не очень приемлемо для игрового кино», зато подходит для документального. В результате зрители получают богатый выбор красивой географии и пронзительных историй местного населения. Впрочем, игровое VR-кино все-таки снимают, в том числе в Петербурге. Так, студия LenVR в этом году выпустила 13-минутный хоррор «Вне тела», в котором ученый экспериментирует с жизнью после смерти.
4. УПРАВЛЯЮТ ПОЕЗДАМИ

Сотрудников промышленных предприятий проще и дешевле обучать в виртуальной реальности. С одной стороны, отпадает необходимость строить сложные и дорогие натурные тренажеры. С другой, обеспечивается полное погружение, если надо отработать навыки, в рабочую ситуацию. И все это без риска для здоровья и имущества компании.
Фото: pixabay.com
К примеру, фонд VRTech создал для РЖД тренажер, с помощью которого можно обучать и тестировать машинистов. Обучение начинается в кабине электропоезда, стоящего на станции отправления. Состав движется по существующему участку местности, перенесенному в виртуальную реальность. Приборы в кабине отображают настоящие данные, на которую ученик должен реагировать. Разумеется, предусмотрены нештатные ситуации, из которых машинист должен выйти, не повредив состав или причинив вред пассажирам или людям и строениям вне поезда.

Другая интересная VR-разработка для РЖД — виртуальный тренажер электромеханика, созданный НПЦ «НовАТранс» совместно с Tengo Interactive. Чтобы работники научились действовать в чрезвычайных ситуациях по регламенту, была создана полная копия железнодорожной станции в Екатеринбурге, где электромеханик может самостоятельно искать и устранять неисправности. По данным «НовАТранс», благодаря тренажеру бригады стали в 2,5 раза быстрее находить и исправлять неполадки, а травматизм сократился на 63%.
5. ПРОИЗВОДЯТ БЕНЗИН

Разумеется, на самом деле моторное топливо выпускается на нефтеперерабатывающем заводе. Потом доставляется на нефтебазу, откуда развозится по автозаправкам. Это серьезный процесс с многоступенчатым контролем качества. Но как рассказать о нем потребителю так, чтобы ему не было мучительно скучно?
Фото предоставлено пресс-службой сети АЗС «Газпромнефть»
Компания «Газпром нефть» решила эту задачу с помощью виртуальной реальности. Всю производственно-логистическую цепочку она поместила в VR-фильм, который автомобилисты смогут посмотреть в декабре этого года на трех АЗС компании.
Роль виртуального кинотеатра сыграет кафе на автозаправке. Специальный человек встретит на АЗС и объяснит, как пользоваться VR-очками. После этого тот сможет полетать над Омском, где находится завод «Газпром нефти» (самый большой НПЗ в Европе), а также увидеть бензовоз в разрезе и заглянуть в подземные резервуары автозаправки. 6-минутный VR-фильм в формате edutainment расскажет о преимуществах топлива лучше самой хвалебной рекламы, а водитель узнает много нового и интересного.
6. ДВИГАЮТ НАУКУ

Пожалуй, наиболее эффектно и далеко двинуло науку NASA, которое еще в 2015 году отправило своих сотрудников погулять по Марсу. Для этого совместно с Microsoft они создали специальное ПО, которое позволяет ученым ходить по голографической инопланетной поверхности, смоделированной на основе снимков марсохода. Это, конечно, уже не виртуальная, а так называемая смешанная реальность, но уж больно впечатляюще.
Впрочем, NASA также развивает и классическую VR. Виртуальные модели отдельных участков земной поверхности создают для того, чтобы изучать и измерять данные до того, как отправиться в настоящую экспедицию. Например, уже сейчас с помощью VR можно побродить в лавовой трубе без необходимости на самом деле лететь в штат Айдахо, где находится эта разновидность пещер.
В России космическое применение виртуальной реальности было найдено, например, в рамках изоляционного эксперимента SIRIUS в Институте медико-биологических проблем РАН. В ноябре этого года экипаж из 6 человек «летел» к Луне. В процессе «космонавты», кроме прочего, наблюдали за поверхностью спутника Земли и управляли луноходом, используя VR-очки, компьютер и джойстик.
Автор текста: Алла Пашова
Редактор: Галина Леонтьева
Корректор: Елена Иванова
Верстка/дизайн: Ирина Лошакова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева

При создании материала были использованы фотографии предоставленные пресс-службой сети АЗС «Газпромнефть», unsplash.com, wikipedia.org, pixabay.com, www.jpl.nasa.gov

Материал публикуется в партнерстве с АЗС «Газпромнефть».