«Жук» ушел в историю
(с) pixabay
Автор текста: Матвей Циклистов
Мало в мире найдется автомобилей столь же легендарных, как этот. Рожденный как «народный автомобиль», он должен был строиться на народные деньги и быть дешевым и практичным «автомобилем для рабочего класса».

И как это часто бывает с сугубо утилитарными проектами, Käfer/Beetle/Bug стал модным, культовым, иконой. Он выпускался серийно в общей сложности 65 лет, его собирали в 15-ти странах, и общее количество выпущенных машин даже сложно подсчитать.

Технические характеристики Volkswagen Beetle
Тип кузова: двухдверный седан, двухдверный кабриолет
Двигатель: 4-цилиндровый, 1192см3, мощностью 34л.с
КМ: 75-82Нм
Скорость: 115км.ч
Разгон до сотни: 28с
ТС: карбюратор
Расход на сотню: 6.7с
Габариты Д/Ш/В: 4070—4140мм/1540—1585 мм/1500 мм
Колесн. база: 2400мм.
(с) pixabay
«Википедия» называет цифру 21 миллион 529 тысяч 464 штуки, другие источники добавляют к этому числу пару-тройку миллионов.

Это не самый массовый автомобиль в истории - до 43-х миллионов «Королл» и 40-ка миллионов Ford F-series «Жук» не дотягивает, и даже его наследник VW Golf обогнал старичка на 7-8 миллионов штук.

Но все-таки мы будем вспоминать именно его, потому что… А собственно говоря, почему?
«Жук» никогда не был ни самым быстрым, ни самым комфортабельным, ни самым вместительным. Он даже не был первым массовым автомобилем «для всех», эти лавры задолго до него получил Ford-T. Первоначально «Жук» имел всего лишь 25-сильный моторчик и мучительно долго разгонялся даже до разрешенных на дорогах тогдашней Германии 100 км/ч. Потом в Германии лимит скорости подняли, и пришлось увеличивать мощность двигателя. Именно такой «Жук», с увеличенным до 40 лошадиных сил нещадно тарахтящим моторчиком воздушного охлаждения, и считается «классическим» VW Käfer.
Кстати, даже свое название автомобиль получил не сразу. Сначала он был просто Volkswagen, поскольку других «Фольксвагенов» еще в природе не существовало. Потом он стал Volkswagen Type 1, и уже после этого похожий на божью коровку автомобиль получил свое прозвище, ставшее торговой маркой.

Он был создан в тридцатые годы прошлого века по желанию германского диктатора. «Народный автомобиль», по его идее, должен был быть чуть ли не в каждом доме, деньги на него собирали со всех в добровольно-принудительном порядке. Конструировал «Жука» Фердинанд Порше-старший, один из самых известных автомобильных конструкторов Германии, да к тому же вполне симпатизирующий диктатору.
Прототипы Volkswagen в Берлине – 1938 год
(c) wikipedia
Гитлер осматривает Volkswage на заводе Фалленслебена в 1938 году
(c) wikipedia
Volkswage на улицах Берлина
(c) wikipedia
К 1938 году опытные образцы были уже готовы, но началась война, и господин Порше занялся другими делами — по большей части военными. После войны дружба с диктатором вышла господину Порше боком, он был вынужден уехать из Германии. Полуразрушенный завод и всё уцелевшее оборудование вместе с чертежами попали в руки англичан, которые посчитали, что «автомобиль не отвечает фундаментальным техническим требованиям», что «он довольно непривлекателен для среднего покупателя» и, соответственно, его выпуск совершенно коммерчески невыгоден.

Поэтому они не очень возражали, когда немцы решили все-таки попробовать, поскольку в разрушенной Германии дефицит дешевого и надежного транспорта чувствовался как никогда. Более того, понимая, как немцы нуждаются в работе, британцы заказали первые 20 тысяч машин для нужд своей армии — все они были покрашены в армейский цвет хаки.
Модели Volkswagen Käfer (Жук), произведённые в Западной Германии, 1945 год.
Фото: Keystone-France / Getty Images
Первые автомобили сошли с конвейера уже в конце 1945 года. Первый миллион был достигнут через 10 лет. Последний «Жук» германского производства вышел с завода в 1973 году, но еще 30 лет его продолжали выпускать в Бразилии и Мексике. Всего только в Германии было выпущено около 16 миллионов классических VW Käfer, он же VW Beetle на англоязычных рынках.
Volkswagen празднует производство миллионного VW 2, 1955 год
(с) VW / AUDI / Ullstein Bild via Getty Images
На производстве Volkswagen, 1955 год
(с) VW / AUDI / Ullstein Bild via Getty Images
Праздничная мозаика по случаю выпуска миллионного "Жука", 1955 год
(с) VW / AUDI / Ullstein Bild via Getty Images
«Жук» был легендой, «Жук» был предметом культа. Созданный как простой семейный автомобильчик, предназначенный для семьи «два плюс два» (два взрослых и два ребенка), он стал модным аксессуаром, чуть ли не обязательным атрибутом городского интеллектуала.

Именно для этой публики предназначались «Жуки»-кабриолеты или всякие «спешл эдишн» вроде Champagne Edition, Super Beetle или Love Bug. Наряду с оригинальным MINI «Жук» был символом «поколения Битлз» (кстати, каламбур тут, наверное, не случаен!)
Неудивительно, что в 1996 году на волне моды на ретро «Жука» решили возродить. Новый «Жук», который, собственно, так и назывался New Beetle, вовсю старался быть похожим на оригинал, хотя «под капотом» был по сути тем же Golf.

Реинкарнация имела весьма умеренный успех, поскольку не очень много нашлось желающих терпеть всякие неудобства и несуразности дизайна ради ностальгического внешнего вида. Так, например, поскольку «новый Жук» был построен на шасси «Гольфа», руль оказывался сдвинутым глубоко в салон, перед водителем был огромный «стол» шириной чуть ли не в полметра.
Volkswagen New Beetle 1998 года, (с) Volkswagen
В это же время сзади покатая крыша не давала достаточно места над головами пассажиров задних сидений. Двигатель в отличие от оригинала помещался спереди, оставляя сзади место лишь для крохотного багажника. Словом, как говорили отечественные стиляги, «лопни, но держи фасон». Лопаться от фасона желающих нашлось немного.
Ретро-реклама Volkswagen Beetle, 1950-е годы
Краш тест лобовое столкновение Volkswagen New Beetle, 1998 год
Последнюю попытку войти в ту же воду Volkswagen предпринял в 2011 году, сделав нового «нового Жука». Машина стала чуть больше по ширине и длине, но чуть меньше по высоте. В профиль это выглядело так, будто предыдущего «нового Жука» просто растянули в длину.

Оба New Beetle «культового» статуса не завоевали, а скорее остались курьезами, машинками для ностальгирующих гиков. Как почти все у Volkswagen, цена на них выглядела чуть завышенной, что тоже не способствовало росту популярности.

на фото: Volkswagen Beetle (2011), (с) wikipedia
И вот теперь VW Käfer/Beetle/Bug/Coccinelle/Maggiolino/Fusca, словом наш так хорошо знакомый «Жук» окончательно уходит в историю. На Женевском автосалоне было ясно заявлено, что больше никаких «новых Жуков» не будет. «У нас есть дела поважнее», — так прокомментировал отказ от продолжения «жуковой» истории глава проектно-конструкторского департамента Volkswagen Франк Уелш (Frank Welsch).
Автор текста:Матвей Циклистов
Редактор: Мария Цыганкова
Верстка/дизайн: Светлана Григошина

В материале использованы фотографии и видео из открытых источников.