Искусство момента и текущего времени
Академия художеств представила работы студентов в залах петербургского Манежа. Да еще и в компании коллег из Японии. В феврале здесь прошла выставка «Преодоление». 30 марта она открылась в Московском Государственном Выставочном Зале "Новый Манеж" и продлится до 22 апреля.
Масштабная выставка современного искусства Японии и России прошла в петербургском Манеже с 7 февраля по 10 марта. На ней представили 140 работ – живопись, видеоарт, инсталляции и скульптуру. Это мероприятие было приурочено к Году Японии в России и прошло в рамках проекта «Такеда. Боль и Воля». Цель проекта – способствовать развитию паллиативной помощи и новых технологий в медицине.


Ректор Академии художников - Семен Михайловский.

Куратором выставки стал ректор Академии художеств Семен Михайловский. Чтобы отобрать экспонаты, он посетил два токийских университета – Musashino Art University и Tama Art University – и отсмотрел работы своих же студентов.

Первым делом Михайловский перекроил пространство Манежа. Вместо сияющего открытого зала появился лабиринт из конструкций. В него, как в чемодан, плотно уложили работы 111 авторов. Нижний этаж отдали японским художникам, верхний – творцам из России.
За рамками такого деления осталась только минималистичная графика Кейто Ямагути – японки, учащейся в Петербурге. Она представила серию «Анимизм» о внутренней природе – духах вещей. На стыке культур родилась непривычная перспектива – как будто в плоские комиксы манга добавили глубины пространства.
Для японских художников выставка в Петербурге – тоже своего рода преодоление. Островная страна со своими традициями испытывает сложности с восприятием европейской культуры. Чуждой технике масляной живописи японцы предпочитают суми-э – рисование минеральными красками на бумаге.
Большинство молодых японцев использует язык абстракций, передают не смыслы, а ощущения. Лейтмотивы – давление и неестественность города, игра видимого и невидимого, внутреннего и внешнего, первая любовь и взросление.

Не обошлось и без высокотехнологичного дзен-пространства для медитации. В черном кубе кинотеатра транслировали видео «Мой сад» Тидзуру Ямада. Несколько минут статичной сцены – листья колеблются от легкого ветра, вода и полуоткрытые ворота в сад. Симптоматично – цифровые деревья обеспечивают душевное равновесие жителей мегаполиса. «Мастхэв» для офисов дорогих корпораций.

Заявленную тему «Преодоление» работы раскрыли в очень широком смысле. Преодоление как неизбежное течение времени, как уход от раздражителей и условностей внешнего мира.
Этажом выше выражали эмоции гораздо предметнее. Художники петербургской академии деконструируют тело, переосмысливают советскую историю и традиции иконописи. А также - пишут карту современности. На выставке продемонстрировали работы с Венецианского биеннале 2017 года. Российский павильон тогда представлял собой Theatrum Orbis MMXVII – «Театр» или «Карта современности», отсылка к средневековому атласу земель Старого и Нового Света. К слову, комиссаром павильона России в Венеции тоже был Семен Михайловский. На биеннале он как раз хотел представить творчество молодых, но единая концепция экспозиции не сложилась. Зато теперь замысел осуществился в Петербурге.

Работы остросоциальны. Выпускник академии Сергей Данчев запечатлел для потомков опустевшие «Кресты» на закате. Александр Тыщенко – пожилую пару, припавшую к телевизору во время вечернего выпуска новостей. Картина называется «21.00».
У организатора выставки – компании «Такеда» - не было цели собрать работы только о боли и страхе, рассказывает Андрей Потапов, генеральный директор компании «Такеда Россия», глава региона СНГ. Компания ратует за развитие паллиативной помощи – это облегчение физического, эмоционального состояния человека, страдающего неизлечимым заболеванием, включая снятие боли и психологическую поддержку.


Андрей Потапов, генеральный директор компании «Такеда Россия», глава региона СНГ.

«Наше послание – о сопереживании, заботе. Работы заставляют задуматься, а это уже первый шаг, - говорит Андрей Потапов. - Мы хотим, чтобы люди поняли, что не все зависит от врача или администрации хосписа, государства. Многое зависит от людей в нашей стране. Можно предоставить лекарства, палату, но, если не будет заботы, тепла, последние дни человека будут грустными и серыми».

На определенном этапе жизни помощь нужна каждому человеку. И люди должны быть готовы ее получить или оказать. От того, как пройдут эти последние дни, зависит и жизнь тех, кто останется, то, как они смогут пережить утрату, переосмыслить себя, смириться.

«Обычно думают, что преодоление – это о болезни, - добавляет Андрей Потапов. – Но с болезнью связано очень много таких вещей, которые происходят вне больничной палаты или кабинета врача. Когда заболевает близкий, люди меняют свою жизнь, от многого отказываются для того, чтобы человек выздоровел или хотя бы мог чувствовать себя лучше. Это преодоление привычного образа жизни».

В 2015 году Economist Intelligence Unit опубликовал рейтинг стран по качеству смерти. Россия оказалась в нижней части списка, заняв 48-е место из 80. За последние 3 года ситуация улучшилась, говорят в «Такеда». Оформить рецепт на наркотические обезболивающие стало проще. Теперь при выписке из больницы пациент может получить все необходимые на первое время препараты у лечащего врача. Благодаря этим мерам в 2017 году (по сравнению с 2015 годом) использование неинвазивных (не требующих укола) обезболивающих средств российскими регионами увеличилось на 70%.

Осталось убедить людей, что обращаться в хоспис при сложном заболевании – это настолько же естественно, как обратиться в роддом для рождения ребенка.
Автор: Антонина Асанова
Корректор: Елена Виноградова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Верстка/ дизайн: Ирина Лошакова
Фото предоставлено компанией «Такеда Россия»

Материал подготовлен специально для «Такеда Россия»