КУДРОВО СЪЕСТ АМЕРИКУ
Фото: Алексей Рожнов
Как открыть бургер-бар среди новостроек и не прогореть
Кудрово — город в Ленобласти с многоэтажным жильем и серьезными транспортными проблемами. Не лучшее место для того, чтобы открывать модное заведение с крафтовой кухней, – однако молодой предприниматель Александр Шморгунов решил иначе и не прогадал. Свой новый бар Route 98 он разместил в доме на Ленинградской улице. Причем точка была настолько привлекательной, что деньги на финансирование проекта нашлись за рекордные для малого бизнеса две недели.
СПАСИБО, ВЫ СВОБОДНЫ
Красная вывеска Route 98 не появилась бы в Кудрово в 2017 году, если бы в феврале 2009 будущий владелец бара не потерял работу. Строительную компанию, в которой он трудился, погубил кризис, и пришлось искать новый источник дохода.
«Приятель предложил поучаствовать в оформлении и открытии магазина разливного пива, которые и тогда, и сейчас возникают каждую весну как грибы после дождя, — вспоминает предприниматель. — Впоследствии приятель охладел к этому трудозатратному и не особо прибыльному предприятию и предложил его мне практически безвозмездно. Идея показалась интересной, да и других вариантов на тот момент не было. Так возник первый магазин. Впоследствии магазин перерос в пивной бар, который дал старт следующим заведениям того же формата.

На определенном этапе пивная тема стала терять актуальность – появилось желание обновить бизнес в духе пришедшей в Россию «крафтовой революции». К крафтовым напиткам захотелось добавить соответствующую кухню. Так возникла идея придорожного американского кафе в стиле 60-х годов с домашней котлетой из мяса, свежевыпеченной булкой и вкусными соусами, которых нет больше нигде».
БУРГЕР — ВСЕМУ ГОЛОВА
В меню бара есть, кажется, любой известный стритфуд: греческий гирос, мексиканское буррито, восточный фалафель, итальянская пицца. Но чаше всего кудровцы покупают главное блюдо — авторский бургер.
«Удивительно, но очень многие впервые пробуют у нас бургер не из фастфуда, а в виде полноценного горячего, — рассказывает управляющий бара Анатолий Осиевский. — Это изначально стало фишкой заведения. Мы пригласили повара, который не только долгое время работал с этим блюдом, но и просто любит создавать что-то новое и готов работать на идею. Некоторых видов бургеров, которые он готовил два месяца тому назад, в меню уже нет, потому что повар — человек с энтузиазмом и желанием перемен. У нас активно внедряются новые рецепты и вкусы, и команда этому только рада: если бесконечно готовить одно и то же, у блюда пропадает душа, оно становится неинтересным».
Впрочем, в Route 98 признают, что бар не добился бы успеха, если бы полагался только на бургеры. Рано или поздно кудровцам захотелось бы разнообразия, за которым они отправились бы к конкурентам. А кому понравится терять клиентов? Отсюда — попытка объять необъятный стритфуд в рамках одного меню. Формат «уличной еды» хорош тем, что позволяет поставить на стол полноценное горячее блюдо прямо «из-под ножа» всего через 10 минут после заказа (а вот классический шашлык из сырого мяса готовится 40 минут — не всякий голодный гость захочет ждать так долго). При этом стритфуд в Route 98 остается настолько же доступным по цене, как если бы он продавался на улице.
Любопытно, что еще на этапе предварительного открытия бара из меню почти полностью убрали русскую и европейскую кухни — у местных жителей они не вызвали интереса. Позже пришлось отказаться от небанальных, но сложных в приготовлении и дорогих блюд: итальянского рулета из запеченной свинины (поркетты) и так называемого «рваного мяса», которое томят в духовке шесть часов до полной мягкости, а потом разделяют на волокна.
КОТЛЕТА БЕЗ ЧУДЕС
Крафтовым называют любой оригинальный продукт, изготовленный небольшой независимой компанией. Для Route 98 крафтовый подход означает, что большая часть ингредиентов поступает на кухню с собственных мини-производств или от партнеров-фермеров.
«Мы освоили российский хамон — аналог «санкционного» испанского, запустили мини-производство домашних колбасок, теплицу, где растут абсолютно в «бабушкиных» условиях зелень, лук и овощи, и вторую теплицу с шампиньонами, — рассказывает Александр Шморгунов. — Все это приходит в бар без складов, консервантов и чудо-технологий, которые присуще гигантским сетям. Наши котлеты из мяса, пиво из солода и хмеля, зелень с грядки».
ЧТО В КУДРОВО ТЕБЕ МОЕМ?
Команда Route 98 не разделяет пессимизма тех, кто считает их локацию «гетто массовой застройки». «Это интересный красивый район, — говорит Александр. — Напротив — шикарный парк, что для новостроек редкость. Мы выбрали это место, потому что людей здесь много, а оригинальных заведений не хватает. Крупные сети уже присутствуют, но конкуренция нас не пугает». По будням жизнь в Route 98 кипит с семи вечера до полуночи. По пятницам и субботам гости подтягиваются с трех часов дня, а закрывается бар только в два ночи. Большая часть посетителей бара — молодые семьи, но заходят и люди постарше.
СВОЙ СРЕДИ СВОИХ
Сеть баров, созданная Александром за восемь лет, состоит из небольших заведений. Посадочных мест — не больше 50 (в Route 98 их 35). Среднее количество персонала — четыре человека: на кухне трудятся повар и мойщица посуды, в зале — официант и бармен. Главное ноу-хау здесь — умение создавать атмосферу «для своих», которая привлекает и удерживает постоянных клиентов. Большую роль в этом процессе играет официант. Он не будет, как в некоторых сетевых местах, суетиться, торопливо принимать заказ или игнорировать посетителя. Его задача — пообщаться с гостем, понять его настроение, узнать, что ему хотелось бы получить, что было хорошо, а что не понравилось, что бы он хотел изменить в работе бара. И все это не просто любезность или хороший сервис, а почти волшебное оружие, незаменимое в конкурентной войне.

«Если сейчас зайти в наш самый первый бар «Пивомания» на Богатырском проспекте, там можно встретить абсолютно тех же гостей, которые приходили туда три-пять лет назад, — уверяет Анатолий. — При этом в двух шагах от нашей двери находятся рестораны Munhell и «Токио-City», а через дорогу — Del Mar. И все равно мы не теряем клиентуру. Почему? Потому что у нас к посетителям относятся как к своим, они и есть свои. Бар в Кудрово работает не так долго, но уже можно заметить, как начинают появляться постоянные клиенты».
ПРИВЕТ, АМЕРИКА
Название Route 98 совмещает в себе напоминание о культовом шоссе Route 66 и номер дома, в котором находится бар. Декор зала доверили двум девушкам-дизайнерам, предоставив им полную творческую свободу. Жалеть об этом не пришлось. Интерьер в американском духе получился одновременно стильным и уютным — с расписанными вручную деревянными указателями, старыми номерными знаками на стенах и предельно крафтовыми полочками из паллет.
К Чемпионату мира по футболу сеть собирается провести рестайлинг, изменив и унифицировав интерьеры остальных баров. Ориентироваться при этом будут на стиль Route 98 и изобретенные для него элементы декора. Добавить подобные детали несложно, а облик помещения при этом становится совсем другим. В некоторых точках сделают еще и косметический ремонт.
ИДЕАЛ ГЛАВБУХА
Завершить рестайлинг в настолько сжатые сроки сеть баров планирует благодаря поддержке Альфа-Банка, сотрудничество с которым началось в 2016 году при весьма неприятных обстоятельствах. Тогда у основного расчетного банка компании отозвали лицензию, и ситуация стала довольно тяжелой: на счете «зависла» существенная сумма, исчезла возможность принимать безналичную оплату от клиентов и т.д. Один из постоянных посетителей посоветовал Альфа-Банк, поделившись своим положительным опытом. Так у сети появился надежный партнер, который помогает как в текущей работе заведений, так и в их развитии. Главный бухгалтер баров Юлия Гаранина объяснила, почему Альфа-Банк оказался удобным банком для малого бизнеса.
Платежи проводятся до 20:30. Для компаний, работа которых не ограничивается традиционными офисными часами, это огромный плюс. Если поставщик привозит продукцию завтра утром, перечислить ему деньги и отправить платежное поручение надо сегодня, несмотря на то, что на часах уже семь вечера. При таких обстоятельствах банк, принимающий платежи до пяти, может стать настоящей катастрофой.

С интерфейсом банк-клиент удобно работать. Он настолько прост и понятен, что его сможет использовать даже тот предприниматель, чья компьютерная грамотность оставляет желать лучшего.

Предоставляются овердрафты. Чтобы приготовить и продать привезенные поставщиком продукты, требуется какое-то время. Однако платить ему приходится сразу. Тут выручает овердрафт, «запасной кошелек», кредитование расчетного счета компании при отсутствии нужного объема средств.

Можно быстро получить кредит, собрав небольшой пакет документов. Юлия уверена, что вести малый бизнес без кредитования практически нереально, так как небольшие компании не могут позволить себе вынимать деньги из оборотных средств и вкладывать их в развитие. С Альфа-Банком у главного бухгалтера сети уходит всего 3–4 дня на подготовку документов — с другими банками на это требовалось до двух месяцев.

Помните, как в начале нашей истории деньги на открытие Route 98 нашлись удивительно быстро? Тогда владельцу сети предложили удачное помещение, однако оплатить аренду нужно было не позже, чем через три недели. Кроме того, требовалась немалая сумма на ремонт. Благодаря кредиту от Альфа-Банка крафтовый бар в Кудрово стал реальностью. Из того же источника финансируется и нынешний рестайлинг. В планах сети — продолжение и расширение сотрудничества с Альфа-Банком, освоение новых продуктов и банковских услуг в текущей деятельности и, возможно, при создании будущих проектов.
«Альфа-Банк всегда просит клиентов давать обратную связь, так как мы хотим их понимать и делать то, что для них важно, удобно и нужно. Истории, когда бизнес начинается с кредитования, встречаются часто: идея есть, но для ее воплощения необходимо найти ресурсы. История стритфуд-бара Route 98 говорит о том, что помощь банка важна на протяжении всего цикла ведения бизнеса. И нам действительно есть что предложить: начиная с нефинансовых сервисов (юридической поддержки, обучающих мероприятий, бесплатных сертификатов на рекламу, создание сайта и т.д.), онлайн-управления счетом в мобильном банке и заканчивая кредитованием. Мы желаем Route 98 дальнейшего развития и уверены, что наше партнерство будет интересным и долгосрочным!»

Тамара Алексеева, Территориальный руководитель по малому бизнесу Альфа-Банка в Санкт-Петербурге

Материал подготовлен специально для Альфа-Банка.

АО АЛЬФА-БАНК , генеральная лицензия Банка России №1326 от 16 января 2015 г.

Автор текста: Алла Пашова
Редактор / Корректор: Елена Виноградова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Верстка / дизайн: Ирина Лошакова
Фото: Алексей Рожнов