«ФОНТАНКА» РАССКАЗЫВАЕТ О ТОМ, КАК МЕНЯЛСЯ КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ НАШЕГО ГОРОДА


КИРПИЧНЫЙ ПЕТЕРБУРГ — ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Фото: unsplash.com
Первые петербургские здания строили из разных материалов – в том числе из кирпича. Говорят, что у Петра I был свой критерий качества продукта — как всегда, оригинальный и жесткий: кирпичи просто сваливали с телеги, и если при этом разбивалось более трех, то вся партия считалась негодной. Однако для XVIII и первой половины XIX века сама фактура этого строительного материала не была особенно ценной — здания штукатурили и раскрашивали, украшали лепниной.

Неоштукатуренными были в основном производственные и складские сооружения, казармы, парковые павильоны. Только позднее, в 1870-х годах, в Петербурге появился так называемый «кирпичный стиль»: прелесть фактуры была переосмыслена – возможно, не без влияния немецкого романтизма, увлечения русского дворянства Германией, немецкой философией и музыкой.
Мойка 112, дом В. А. Шретера, фото: Михаил Огнев
Штукатурка стала не нужна: оказалось возможным делать «живые» привлекательные поверхности, используя различные виды кирпича и его производные - полихромный кирпич, глазурованную керамическую плитку, изразцы, терракотовые вставки. Стиль прижился не только в Петербурге, но и в провинциях – благодаря удешевлению строительства и устойчивости таких зданий в условиях неласкового российского климата.

И через сто лет эти дома смотрятся благородно — как промышленные строения, так и храмы, и жилые дома. Ленинградский Металлический завод, бывший завод Гейслера на Петроградской стороне, по-восточному узорчатое здание бань на Большой Пушкарской, лютеранская церковь на Декабристов, 54, собор Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке и сотни других — все они по-прежнему выглядят свежо и впечатляюще.

Кирпич пришелся как нельзя кстати и для псевдорусского стиля в архитектуре конца XIX века: таково редкостной красоты, как будто вышитое кирпичом, здание в Угловом переулке, 7 (Обводный канал). Оно практически сплошь покрыто сложнейшим орнаментом из кирпичной кладки. И неоготика, и мавританский, и модерн — целый букет стилей на стыке двух веков использовали кирпич как богатейший выразительный ресурс.
История кирпича: от потопа до Ивана Грозного

«С человеческим измерением» - называют такие дома архитекторы. Здания, которые привлекают внимание не только в проекте, не только в компьютерной модели, но и вблизи, с высоты человеческого роста. Здания, которые интересно рассматривать, изучать, следовать взглядом за каждой линией сложного узора.
Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, commons.wikimedia.org
Со временем менялась не только декоративная, но и собственно строительная функция кирпича. Всякий, кто бывал в квартирах старых петербургских домов, обращал внимание на то, что и стены, и подоконники там — полметра-метр, а то и больше. Такая толщина была нужна, чтобы согреться, причем все несущие стены строили из полнотелого кирпича. Даже оштукатуренный дом все равно требовал подобной тяжелой кладки. Да, это надежно. Долговечно. Фундаментально. Некоторые элитные загородные дома до сих пор строят по такой технологии. Но — неэкономично, затратно, а самое главное в нынешнее практичное время — не энергоэффективно. Такой дом очень дорого прогреть, и в любом случае часть тепла будет «отапливать улицу». В век экономии ресурсов подобное просто непозволительно. Поэтому современный «кирпичный стиль» - это явление по большей части чисто декоративное.

Материал фактически утратил функцию главной строительной «опоры» (если речь, конечно, не идет о реставрации старых зданий). Прочность и утепление без энергопотерь — все это берут на себя в новых зданиях иные строительные технологии и материалы. Метровые стены ушли в прошлое. Кирпичу же теперь свойственно иное — прежде всего, создание атмосферы. Культурной памяти. Ассоциаций. И того самого «человеческого измерения».
«Кирпич - принципиальный материал для современной архитектуры, - рассказывает российско-немецкий архитектор Сергей Чобан. - Как говорил выдающийся архитектор ХХ века Джеймс Стерлинг, «мы не хотим на наших зданиях видеть отпечаток резиновой перчатки, мы хотим видеть отпечатки живых пальцев».

Это сказано о живой, тактильной, приятной на ощупь и для глаза поверхности здания — о том, собственно, над чем всегда трудились архитекторы. И что было основательно забыто архитектурой модернизма, которая в основном работала формой, сочетанием голых поверхностей стены и проемов окон. На долгое время было забыто, что характер стены, ее «чувственность» неизменно является тем, что радует глаз.

Особенно сегодня, когда роль общественных пространств, роль пешехода удивительным образом возрастает во всех крупных городах. Мы воспринимаем город и стены все больше в человеческой перспективе.

Мы снова возвращаемся к тому, что было важно в начале ХХ века и раньше. Естественная, природная орнаментация стены, которую создает клинкерный кирпич, - самый простой способ добиться «измельчения», визуального дробления поверхности».


Сергей Чобан
Архитектурное бюро SPEECH
В конце XIX века, с началом строительства зданий на основе металлического или железобетонного каркаса, наружные стены освободились от несущей функции, что расширило декоративные возможности кирпича практически до бесконечности.
«Думаю, что в строительстве многоэтажных зданий кирпич окончательно перестал быть конструктивным материалом - говорит Никита Явейн, руководитель Архитектурного бюро «Студия 44». - Раньше архитектура здания определялась кирпичными конструкциями: были арка, свод, стена. Сегодня в больших поверхностях кирпич - всегда заполнение, с помощью кладки можно создавать своего рода пиксельные композиции с большим потенциалом декоративности и спонтанности рисунка. Кстати, нечто подобное я увидел в средневековых постройках Ирана. Кирпичная архитектура там восхитительна, она очень конструктивна, но в то же время кирпич там постоянно играет сам с собой, забывая о конструктивных системах. Надо сказать, что для меня природа кирпича была сильнее и полнее всего выражена в архитектуре Византии и Персии. Мне всегда казались странными, даже искусственными, выложенные в кирпиче некирпичные формы, например, античные ордера.

Кирпичная архитектура широко представлена в наших последних работах. Мы проектируем дома с разными типами фактур. В доме на Новгородской улице, который, кстати, почти достроен, членение объема на горизонтальные двухэтажные «пояса» акцентировано различными орнаментами фигурной кладки из клинкерного кирпича. В доме на улице Чапаева светлый отделочный камень образует своего рода «фахверк», заполненный рельефной кирпичной кладкой. При строительстве новых домов в Пскове мы хотим использовать кирпич ручной работы, длинный, немного напоминающий известняковую кладку, вставить изготовленные вручную изразцы. Если все получится, я думаю, это будут здания в духе традиционной псковской архитектуры, сочетающей камерность и хенд-мейд».

Никита Явейн
Руководитель Архитектурного бюро «Студия 44»
Уникальное панно из кирпича украшает главный фасад Академии танца Бориса Эйфмана. На Всемирном фестивале архитектуры (World Architecture Festival, WAF) в Сингапуре в 2015 году этот объект получил высший приз в номинации «Школы». На стене Академии зашифрованы высказывания о балете. Какие - читатель может попробовать узнать сам, если удастся сканировать выложенный кирпичом QR-код. Кстати, по словам Явейна, эту стену пришлось при строительстве трижды ломать и строить заново - пока и заказчик, и подрядчик не оказались полностью удовлетворены качеством.
Главный фасад Академии танца Бориса Эйфмана
Еще один пример использования кирпича — здание, построенное Сергеем Чобаном у главного вокзала Берлина и победившее в престижном архитектурном конкурсе: отель, полностью сделанный как кирпичный блок. Он же спроектировал маленькую виллу в Германии, где контраст между «тактильным» кирпичом на уровне человека и «эфемерным» металлом на уровне консоли, выше человеческого роста, создает напряжение.

Достойны внимания и российские объекты архитектора: дом в составе проектов «ЗилАрт» и «Садовые кварталы», комплексы «Пресня-Сити», «Царская площадь», «Серебряный фонтан» на Новоалексевской улице в Москве. «Все это объекты крупные, но с мелким масштабом, близкие человеку, - подчеркивает Чобан. - И эта близость создается в первую очередь материалом».
А вот так выглядят другие дома в кирпичном стиле, которые можно увидеть в США, Европе и России.
Петербург в последние лет десять тоже старается не отставать от вернувшейся из столетнего далека моды на кирпич. Одним из довольно удачных новых примеров можно считать жилой дом «Венеция» - Депутатская ул., 26, архитектор Евгений Герасимов.
Еще один проект Герасимова в «нео-кирпичном» стиле будет реализован на Петровском острове. Зодчему удалось оригинально обыграть то ли мавританские, то ли иные восточные мотивы в оформлении жилого комплекса Neva Haus* от «Группы ЛСР».

Он выглядит более современно, нежели дом на Депутатской — нечто среднее между европейским минимализмом и иранской «ковровой» орнаментальностью. В «Группе ЛСР» говорят, что кирпич в облике зданий позволит проекту сохранить историчность. Но новой кирпичной архитектуры в Петербурге пока очень мало — такую смелость в «миксе» востока и запада можно увидеть разве что в Москве или европейских столицах.
Евгений Герасимов рассказал «Фонтанке», что на архитектурную идею Neva Haus его вдохновило, прежде всего, место: набережная Ждановки и территория бывшего завода «Бавария», где сохранилась солодовня, яркий пример промышленной архитектуры XIX века.
«В Петербурге множество первоклассных примеров «кирпичного стиля» — Марата, 66, дом Никонова на Колокольной, — ярких образцов того, как кирпич может проявлять свою красоту, — говорит архитектор. — Есть разные способы создания рисунка стены путем подбора кирпича по цвету и рельефу, с выступами и западами и т.д. В этом была идея — попробовать сделать жилой комплекс как переосмысление в XXI веке архитектуры «кирпичного стиля».

К тому же, клинкерный кирпич, в отличие от штукатурки, не требует никакого ухода, не выцветает, не трескается, его не надо перекрашивать. Прекрасный вечный материал. И кроме того, когда строишь над рекой в Петербурге, невольно вспоминается кирпичная архитектура Венеции. Например, палаццо Гритти, кирпичное прямоугольное здание.

В архитектуре Neva Haus что-то от него есть. В Венеции каждый дом — нечто заключенное в себе, но у каждого есть свои нюансы и рисунок. Так и у нас — каждый дом прямоугольный кирпичный, но у каждого будет особый облик. Бродский же сказал, что Венеция — это резные сундуки, поставленные вдоль канала. Вот вам и аллюзия, те же резные сундуки — вдоль Ждановки».

Евгений Герасимов
Архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры»
Как будет трансформироваться кирпич в облике Петербурга завтра, покажет время: глобализация, вероятно, заставит кирпичный стиль сильно измениться — может быть, даже и до неузнаваемости. Однако вряд ли в ближайшее время он устареет — в цифровой век теплая «ламповость» материала и «живые пальцы» на стенах ценятся больше, чем когда бы то ни было.
Материал подготовлен в партнерстве с «Группой ЛСР»

* Элитный жилой комплекс NEVA HAUS. - застройщик ООО «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад», разрешение на строительство №78-013-0360.1-2016 от 13.01.2016, проектная декларация на сайте (в разделе ЖК NEVA HAUS).


Автор текста: Елена Зеликова
Редактор: Елена Виноградова
Корректор: Елена Виноградова
Координатор проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Верстка: Ольга Голубева