На протяжении веков и тысячелетий форма кирпича различным образом варьировалась. Так, в Англии привычный нам прямоугольный обожженный кирпич впервые появился только в XVI веке. В Германии материал дал название архитектурному стилю - кирпичной готике, царившей в стране с XII по XVI века. Образцы ее можно увидеть сейчас, не выезжая за пределы России — в Калининграде, бывшем Кенигсберге, где сохранились средневековые немецкие кирхи. Заокеанские строители бережно перенесли европейскую традицию на новую почву: в вашингтонском Национальном музее строительства имеется 1800 различных кирпичей, произведённых в США в конце XIX — начале XX века.
На востоке и в Азии кирпич шел своим особым путем, развивая орнаментальность, свойственную всей исламской культуре. И до сих пор восточный почерк в использовании кирпича нельзя спутать ни с чем.
На Руси в средние века использовали свой особый вид кирпича - тонкие обожженные пластины, которые назывались «плинфой». Однажды, рассказывают летописи, такая плинфа свалилась прямо на Ивана Грозного, когда он любовался еще не достроенным Софийским собором в Вологде. Археологи могут определить время и место производства русского кирпича по клеймам - к примеру, на московских раскопках. В столице Руси из стандартного кирпича стали строить с конца XV века. Как сообщают рукописные источники, в эпоху Ивана III итальянские мастера устроили за Андрониковым монастырем печь, «в чём ожигать кирпич и как делать, нашего Русского кирпича уже да продолговатее и твёрже, когда его нужно ломать, то водой размачивают. Известь же густо мотыками повелели мешать, как на утро засохнет, то и ножём невозможно расколупить».