pixabay.com
От слюдяного до панорамного
Изучаем историю окна и ищем
солнце в пасмурном Петербурге.
Вставлять привычное нам стекло в окна стали не так уж давно: в Европе – в средние века, в России – лишь в начале XVIII века. До этого богатые дома могли похвастаться слюдяными окнами, среди которых были и цветные витражи. Слюда – минерал, способный расщепляться на тонкие твердые пластинки. Квадратиками, кругами или шестиугольниками из этого материала заполнялись мелко переплетенные железные рамы-оконницы. Такие окна пропускали не слишком много света и почти не защищали от холода. Поэтому их закрывали ставнями, оббитыми мехом или сукном. На зиму часто ставили вторые рамы.
Первые большие европейские окна составлялись из некрупных фрагментов стекла. Чаще всего это были церковные витражи в готических храмах.
Слюда – хрупкий материал, со временем он расслаивается и рассыпается. Немногие сохранившиеся оконницы допетровских времен можно увидеть в московских музеях.
фото витража: pixabay.com
фото слюды: wikipedia.org
Простые горожане или крестьяне не могли себе позволить дорогую слюду. Они затягивали окна бычьи пузырем или промасленным холстом. Зимой иногда просто закрывали льдом. Деревянные срубы имели так называемые волоковые окна. Они прорубались в двух смежных бревнах до половины их толщины и прикрывались (заволакивались) доской. Вся конструкция напоминала современные раздвижные двери. Ну а оконницы с бычьим пузырем вставляли лишь перед наступлением зимы.
Первое в мире застекленное окно размером 1х1,7 метра располагалось под сводом раздевальни бани в Помпеях. Оно состояло из бронзовой рамы с матовым, непрозрачным стеклом.
фото: wikipedia.org
Окно из Европы

Технологию производства плоского и прозрачного оконного стекла разработали во Франции в начале XVII века. Тогда же во дворце Людовика ХIV появилось стекло в виде маленьких квадратиков, вставленных в свинцовый переплет. Позднее окна приобрели привычный для нас вид прямоугольника с двумя парами переплетов. В XVII веке во Франции получают распространение окна в пол, которые и сейчас называют французскими. Петр I, увидев в Европе всю эту роскошь, не замедлил привезти ее в Россию. И, конечно, в первую очередь – в свою новую столицу на Неве.
Сегодня окна в пол на французский лад есть, например, в ЖК «Образцовый квартал 4». В некоторых квартирах их высота достигает более двух метров.
фото: ООО «Терминал-Ресурс»
Для строительства зданий в Петербурге было приказано брать чертежи образцовых проектов. В указе Петра I от 1714 года так и сказано: «Каким манерам дома строить… брать чертежи от архитектора Трезини». Примерами для подражания стали дворец Александра Меншикова, Летний и Зимний дворцы Петра I. В них большие окна с мелкой расстекловкой стали впервые использоваться для освещения комнат. Да и число окон увеличилось по сравнению с московскими теремами. С этого момента слюдяная промышленность начала постепенно приходить в упадок, а стекольная, наоборот, расти. В XVIII веке только близ Москвы действовало шесть заводов.
Дом компании «Зингер», cтиль модерн
фото: wikipedia.org
В Питере – стеклить

Город рос, один архитектурный стиль сменялся другим. С приходом елизаветинского барокко, а затем рококо окна становятся шире, тянутся вверх, закругляются и даже принимают овальную форму. Классицист Кваренги возвращает прямоугольные проемы, а Карл Росси, главный строитель парадного Петербурга, заново «смягчает» их угловатость.
Карл Росси спроектировал здания Главного штаба, Сената и Синода, Александринского театра, Императорской публичной библиотеки. Впечатляющие окна этих строений соответствуют их парадному статусу.
фото: wikipedia.org
К концу века классицизм уступает место эклектике, а та, в свою очередь, – модерну. Зодчие этой эпохи смело экспериментируют, соединяя утилитарную и декоративную функции окна. Оно становится настоящим украшением дома – даже фурнитура тогда выглядела как произведение искусства. Вновь входят в моду витражи, обычно в верхней части больших панорамных окон. Широко используются неправильные геометрические очертания.
Нужно больше солнца

Однако одну из главных петербургских проблем – недостаток инсоляции – архитекторы так и не смогли решить. Конструктивисты, пытаясь расширить поток света, ввели в употребление так называемое ленточное остекление. Но в нашем городе подобный стиль до сих пор смотрится несколько чужеродно.
Согласно «Яндекс.Погоде», в Петербурге ежегодно бывает в среднем 60 солнечных дней, 79 – с длительными осадками и 227 – с переменной облачностью. При этом в январе и феврале чистого неба не видно вовсе.
фото: pixabay.com
«Сталинки» ничего нового не предложили – относительно большие стандартные прямоугольные окна в нишах. Хрущевская эпоха обеспечила граждан СССР жильем, зато практически лишила стиля и эстетики. «Брежневки» были немногим лучше. И лишь в 1990 – 2000-х годах, с внедрением, пусть и стихийным, новых западных технологий, у горожан появился выбор. С тех пор разнообразие доступных окон позволяет реализовать любую прихоть и воплотить в жизнь любой стиль.

Что касается современных новостроек, количество, размер и форма окон в квартирах зависят от архитектурных предпочтений застройщика. И если он задастся целью впустить в свои дома максимум солнца, результат может получиться впечатляющим. Хороший пример принципиально светлого проекта – малоэтажный кирпично-монолитный ЖК «Образцовый квартал 4»*, который строится сейчас на Петербургском шоссе.
фото: ООО «Терминал-Ресурс»
Он расположен на холме, на 50 метров выше среднего петербургского уровня, а значит, изначально имеет совсем иную степень инсоляции. Жилой комплекс сориентирован таким образом, что солнце в окнах появляется заметно чаще, чем в городе «внизу».
Теплопакеты Stis в окнах «Образцового квартала 4» пропускают 72% естественного света. А благодаря двойному серебряному нано-покрытию они отражают вредный длинноволновой ультрафиолет в 4 раза лучше, чем обычные стеклопакеты.
фото: pixabay.com
Удачная локация «Образцового квартала 4» усилена щедрым остеклением. Здесь есть окна в пол, французские балконы площадью 3,2 х 2 метра, девятиметровые лоджии, широкие балконы с прозрачными крышами на мансардном этаже, просторные остекленные входные группы. Мансарды «Образцового квартала 4» своей атмосферой напоминают о частном доме. В них много воздуха и света благодаря высоким потолкам (от 2,6 до 4,2 метра) и увеличенным видовым окнам в пол. Последнее стало возможным благодаря тому, что во всем жилом комплексе электропроводка спрятана в потолке, а водяное отопление – в полу. Для остекления используется современный теплопакет Stis. Он удерживает тепло, сохраняет прохладу и защищает от ультрафиолета.
фото: ООО «Терминал-Ресурс»
Опыт предыдущих «Образцовых кварталов» показал, что светлыми можно сделать даже квартиры, выходящие на север. А некоторые новоселы уверяют, что, переехав сюда из менее солнечного района Петербурга, они как будто попали в другой город.
Материал подготовлен в партнерстве с ООО «Терминал-Ресурс»
Автор текста: Елена Зеликова
Редактор: Алла Пашова
Верстка: Екатерина Елизарова, Ольга Голубева

*Жилой квартал «Образцовый квартал 4» – застройщик ООО «Терминал-Ресурс», проектные декларации на сайте
www.devcent.ru/dokumentacziya