В Музей Дома радио «Фонтанке» попасть не удалось — здесь оказались не готовы принимать журналистов. Тем не менее рассказать о музее взялся экскурсовод, краевед и член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга Алексей Ерофеев. Он не раз водил экскурсии на Итальянскую, 27.
— Музей создавался в 1977 году, практически все вещи — это то, что принесли работники Ленинградского радио, и большинство экспонатов относится к блокадному времени, — отметил он. — Если на стене Дома радио — мемориальная доска с именем Ольги Берггольц, то в музее — бюст Марии Григорьевны Петровой работы известного скульптора Игоря Крестовского. Берггольц — муза блокадного Ленинграда, Петрова — голос Ленинградского радио.
Среди экспонатов есть, например, довольно неожиданный документ: благодарность работнику радио Николаю Серову за… баню. Говоря о блокаде, обычно вспоминают бои, голод, и на задний план уходит то, что надо ведь было чистить зубы, мыться. Работники Дома радио фактически жили на месте работы, Серов сделал водоотвод, чтобы можно было мыться — это бытовой, но очень характерный эпизод.
А афиша премьеры спектакля «Русские люди» по пьесе Константина Симонова — это начало истории нынешнего Театра имени Комиссаржевской, отмечает Ерофеев. Весной 1942 года поставили радиоспектакль, а осенью руководство Ленинграда решило перенести его на театральную сцену, премьера состоялась 18 октября 1942 года.
Отдельное небольшое помещение — «комната блокадного редактора». Она воспроизводит ту, которая в годы войны располагалась в подвале. В ней стол, телефон, бумага, печатная машинка, печурка. В соседнем помещении — блокадной студии — микрофон, тяжеленный, как гантель: в него говорили Ольга Берггольц, актер Николай Черкасов. Сохранилось приспособление, которое издает сигнал воздушной тревоги.
— Да уже один блокадный репродуктор дает возможность рассказать о значении радио в блокадном городе, — подчёркивает Ерофеев. — В каждой квартире были такие «черные тарелки». По радио звучала музыка, стихи ленинградских поэтов. Интересно, что начало воздушной тревоги и ее отбой объявляли разные дикторы, чтобы ленинградцы ориентировались и по голосу. Потом у горожан выработалось соответствующее отношение к дикторам: естественно, приятней было слышать голос того, кто объявлял отбой. Репродукторы устанавливались по всему городу, и это многим спасло жизни. Ольга Берггольц вспоминала: как-то, возвращаясь от отца, без сил села на сугроб, но вдруг услышала из репродуктора свой голос и поняла — надо вставать и идти.
Отдельный рассказ — о «Седьмой симфонии» Шостаковича. Как 2 июля 1942 года партитуру доставил летчик Василий Литвинов. Как дирижер оркестра Радиокомитета Карл Элиасберг (которому надо было собрать больше ста человек, а было меньше тридцати) собирал музыкантов, а одного из них нашел в мертвецкой, куда его привезли, сочтя умершим. Он приложил ухо к груди и почувствовал еле слышное биение сердца. Живой! Музыканта срочно переправили в госпиталь.
— В музей сейчас попасть трудно, — заключает Ерофеев. — Чтобы, например, привести школьников, надо было писать заявку руководству «Пятого канала», а в последнее время экскурсии стали совсем редкими: здание на ремонте.