Вот что в начале 1950-х писала об этом периоде жизни нашего героя крупный специалист по карело-финской литературе, переводчик повестей Лассила Лаура Александровна Виролайнен (к слову, сама родом из ингерманландских финнов):
«...Лассила выступает на страницах газет с горячими разоблачениями буржуазных партий. Он приводит факты, называет имена и предостерегает от доверия буржуазным деятелям, обещающим народу всяческие блага, а в своем кругу откровенно заявляющим, что задача состоит в том, чтобы «провести народ за нос», как выражается Лассила, цитируя откровенное признание одного из буржуазных лидеров.
Статьи Лассила дышат гневом, ненавистью и болью, он с ужасом говорит о том, что и сам был обманут буржуазными фразами и оказался временно в буржуазном лагере (здесь и далее выделение наше. - Прим. ред.). Однако именно близкое знакомство с политикой буржуазных деятелей и с ними самими заставило писателя навсегда отойти от них. Лассила убедился в том, что освобождение народа — это задача самого народа. Вся его дальнейшая публицистическая деятельность направлена на то, чтобы внушить это убеждение самим угнетенным».
Кстати сказать, схожей последовательности «политических перерождений» Майю Лассила придерживался и Юрий Нагибин:
«Он проделал огромный путь, этот выходец из крестьянской семьи, сельский учитель, незадачливый коммерсант, член консервативной «финской» партии, затем эсер, участник террористической организации в Петербурге, подготовившей и осуществившей убийство царского министра Плеве, наконец, социал-демократ самого левого толка, фактический редактор и главный сотрудник газеты «Рабочий». Прежние друзья и соратники Лассила, оставшиеся на правых позициях, так и не простили ему смены убеждений. Он навсегда стал для них «ренегатом», «перебежчиком»...»
Словом, налицо, как некогда писал уважаемый профессор Московского университета, историк-медиевист Тимофей Грановский (1813—1855), «хаос в нас, в наших идеях, в наших понятиях — а мы приписываем его миру». Хотя... В конце концов, человек имеет полное право на перемену взглядов, позиций, даже собственной концепции мира. Но при одном непременном условии: если это делается бескорыстно. В чем, в чем — но обвинить бессребреника Лассила в корысти решительно невозможно.
Ну да, не столь важно, когда именно финский писатель «навсегда отошел» от представителей «буржуазного лагеря». Важно, что окончательную точку (или, если угодно, восклицательный знак) в этом разрыве Лассила поставил в 1916 году, когда опубликовал свои знаменитые «Письма буржуа», в которых открыто солидаризовался с революционными социалистами: «Отныне силу жизни даёт только социализм, за ним будущее. Всё здоровое, что достигнуто за последнее время, стало возможно только благодаря энергии и натиску социализма». А далее грянул революционный и переломный год 1917-й.