В 2000-х российские благотворительные фонды начали осваивать новое направление: производство и продажу благотворительных сувениров.
Одним из первых выпуск открыток, в стоимость которых заложена благотворительная составляющая, наладил фонд AdVita. В качестве принтов использовались детские рисунки подопечных фонда, которые делали ребята в больницах на занятиях с волонтерами-художниками. Идея прижилась, и вскоре линейка товаров начала расширяться: магниты, значки, футболки, кружки, холщовые сумки… Всё объединила концепция легкой благотворительности «Помогать легко». Человек покупает нужную ему вещь и при этом делает доброе дело: часть прибыли идёт на благотворительность. Со временем проект «Помогать легко» поселился на Большой Пушкарской ул., 10: там открылся магазин «Легко-Легко», в котором продаются только благотворительные сувениры самых разных петербургских благотворительных фондов. К делу подключились профессиональные художники, которые бесплатно дарят фондам свой труд. Теперь там можно купить одежду, предметы интерьера, керамические миниатюры, календари, блокноты, ежедневники, зонты и т.д.
Благотворительный фонд «Ночлежка» начал помогать своим подопечным заработать ещё раньше. В 90-е многие петербуржцы покупали газету «На дне», которую продавали бездомные, и это была одна из лучших городских газет. А для подопечных «Ночлежки» это был отличный легальный способ заработать себе на еду. Со временем газета превратилась в журнал «Путь домой». Фонд с помощью дизайнеров и художников выпускает и сувениры. Многие серии, к примеру, с корюшкой, цитатами из обэриутов или названиями петербургских мостов – любят и петербуржцы, и туристы.
Одна из программ Центра «Антон тут рядом» — творческие мастерские, в которых взрослые люди с аутизмом делают потрясающей красоты блокноты, керамическую посуду, деревянные органайзеры для рабочего стола и многое другое. По эскизам рисунков студентов центра выпускаются открытки, значки, текстильные сумки. Никто не умеет так формулировать, как студенты центра – сами гляньте по хештегу #мастернавсемысли: «Пойду наберусь высоты!», или «Я буду отдыхать, а вы меня любите», или «А я могу стать президентом? Я разговаривать люблю, истории рассказывать!» Плакаты и ежедневники с афоризмами студентов центра украсят и квартиру, и офис: как и у всех вышеперечисленных фондов, тут можно заказать и уникальные сувениры, и корпоративные подарки для партнёров.
Открытки есть и у «Тёплого дома». В этом году акцию поддержал художник Александр Войцеховский, который предоставил для печати свои тёплые и уютные зимние картины. Заказчик получает открытки, а «Тёплый дом» - деньги на программы с семьями в трудной ситуации.
Товары благотворительных фондов, в стоимость которых включено пожертвование, всегда можно найти на сайтах некоммерческих организаций. За год набегают внушительные суммы. Например, за 2017 год фонд AdVita получил от продаж сувениров и мероприятий, проведённых в пространстве «Легко-легко» 2 982 902 рублей. Согласно отчету «Ночлежки», за прошлый год продажа сувенирной продукции принесла фонду 66 702 рублей. Значительную часть этих доходов составляет процент от продаж корпоративных сувениров, когда компании просят изготовить продукцию большими и не очень партиями с использованием своей символики.
Благотворительность вместо сувениров
Уже 13 лет в России проходит социальная акция «Благотворительность вместо сувениров», идея которой принадлежит фонду Charities Aid Foundation (CAF), но давно распространилась по всему миру. Принцип прост: вместо покупки для сотрудников и партнеров новогодних корпоративных подарков и сувениров компания передаёт предназначенный для этого бюджет в помощь подопечным фонда. Деловые партнеры получают праздничную открытку с логотипами компании и благотворительного фонда, на обороте которой печатают информацию о том, кому удалось помочь на эти деньги. «Перепрофилировать» свой «подарочный» бюджет на благотворительные цели можно как полностью, так и частично. Акция хороша не только тем, что вы сможете помочь, но и тем, что о вашей помощи узнают ваши клиенты и партнеры.