Эволюция ледоколов

Автор «Фонтанки» рассказывает историю отечественного ледокольного флота:
от «Пайлота» и «Ермака» до «Андрея Вилькицкого»
Давным-давно, когда ледоколов еще не было, моряки зимой на берегу сидели: и боевые викинги, и отважные поморы. Что до первых арктических исследователей — их выручала особая конструкция корабельного корпуса. При зажимании льдами судно — буквально — ложилось на ледовое поле, а команда тем временем успевала спастись. Вот только благополучно перезимовать и выбраться из Арктики живыми удавалось лишь самым везучим мореплавателям. О первом ледоколе оставалось только мечтать.
Он же, как нарочно, появился не за полярным кругом, а в американском штате Филадельфия, где в 1837 году построили деревянный колесный пароход спецназначения: только для колки льда в гавани, больше ни для чего.

«Пайлот»: наш ответ кронштадтским льдам

Российские судостроители прикинули, посчитали — и в 1864 году соорудили первое в мире ледокольное судно современного типа «Пайлот». Для этого они переделали портовый буксир так, что он смог ломать лед собственным весом. Причем было это прямо в наших широтах: ходил он между Кронштадтом и Ораниенбаумом, возил почту и пассажиров.
Не всю зиму работал, но на несколько недель навигацию продлял. Так что гордитесь, товарищи, мы живем в колыбели ледокольного флота! Затем проект этого ледокола был продан в Германию за 300 тогдашних рублей и оттуда разошелся по разным странам — и не все знали, что это мы, мы были первыми!
Почтовая марка СССР. 1976.

«Ермак»: ТЗ Менделеева, исполнение английское

И как-то так получилось, что в конце XIX — начале XX века российский приоритет в ледоколостроении куда-то делся: теперь ледоколы, даже для России, все чаще строили англичане. В самом конце XIX века на Волге появился «Саратовский ледокол», а на Байкале собственно «Байкал» и «Ангара». Все они были сделаны в Ньюкасле, на верфи Armstrong Whitworth, с которой где-то между ними сошел и старейший в мире арктический ледокол «Ермак». Строили англичане на совесть, поэтому прослужил корабль аж до 1964 года! А может, дело в том, что в комиссию, которая ТЗ для судна разрабатывала, входили великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев и контр-адмирал Макаров, исследователь Севера? Поди теперь знай, кто в этой истории хорош: заказчик или разработчик?
More products
В составе Балтийского флота «Ермак» помогал советским войскам во время Великой Отечественной войны: проводил на боевые позиции в Финском заливе корабли и подводные лодки. После долгой и верной службы судно обветшало и устарело. Его хотели сделать музеем, однако по разным причинам это не удалось, и в 1964 году «Ермак» пошел на слом.
Стол и кресла кают-компании ледокола «Ермак» занимают в экспозиции Музея морского флота (Москва) центральное место. 2017 г.

«Красин»: богатырь, пароход, торгпред и музей

А музеем (петербургским!) стал другой ледокол с удивительной историей. Непосредственно перед революцией англичане сделали для нас арктический ледокол «Святогор», самый старый из ныне существующих. В состав российского флота он вошел в январе 1917 года, Андреевский флаг на нем подняли в конце марта того же года, а окончательно достроили и записали во флотилию Северного Ледовитого океана в середине сентября 1917 года. Его первая служба продолжалась недолго: во время Гражданской войны, чтобы закрыть англичанам путь в Архангельск, на север молодой советской республики, корабль затопили. Но как-то так неудачно, что интервенты смогли его поднять и увести в Англию. И пришлось нашим выкупать свою собственность за солидную сумму. Торговался за ледокол — самый мощный из существующих на тот момент — торгпред Советской России в Великобритании Леонид Красин. В честь него пароход и назвали. Потом. В 1927 году. И сразу после этого — есть в том, кажется, какой-то потаенный смысл — наш герой прославился спасением экипажа... нет, не судна. Точнее, судна, но не водного.
Таким был «Святогор» после постройки. Рисунок Петра Илюхина. Журнал «Техника молодежи, 1995, № 4»
Дайте я немножечко разверну тему, уж больно история удивительная. Жил на свете такой товарищ Умберто Нобиле. При том, что был он стопроцентным уроженцем солнечной и жаркой родины своей Италии, интересы его оказались от жары весьма далеки. Короче, был он исследователем Арктики и одновременно дирижаблестроителем. Тогда этому виду воздушного транспорта в жизни еще что-то светило — вплоть до того, что Арктику они облетали вдоль и поперек. И первый трасарктический полет состоялся задолго до Чкалова, в 1926 году, — как раз на дирижабле под водительством Нобиле и с Руальдом Амундсеном на борту.
Умберто Нобиле
А вот второй такой полет для Нобиле уже не заладился: дирижабль «Италия», успешно пролетев над Северным полюсом, потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, а оставшимся пришлось сидеть на льду и ждать, пока спасут. Вы спросите — не слишком ли я отвлеклась от сути? Нисколько, ведь единственным судном, которое пробилось сквозь льды и спасло остатки экспедиции, был наш «Красин». Причем выйти ему из порта пришлось настолько впопыхах, что потребный ремонт на нем доделывали прямо на ходу. А по дороге обратно, кстати, в относительно теплые воды Норвежского моря, экипаж «Красина» умудрился спасти еще и немецкое пассажирское судно с полуторами тысячами пассажиров на борту. За этот поход ледоколу дали орден Ленина.
«Красин» после модернизации. Рисунок Петра Илюхина. Журнал «Техника молодежи, 1995, № 4»
Во время Второй Мировой войны «Красин» водил конвои союзников — в частности, PQ-15 (не путать с печально известным PQ-17). Затем в Арктике только чудо спасло его от гибели при встрече с немецким крейсером «Адмирал Шеер». В то время и в тех краях удача, повернувшись лицом к «Красину», отвернулась от другого советского ледокола. Нет, слушайте, давайте я вам про это отдельно расскажу. «Красину»-то действительно повезло: цел остался, пережил превращение в дизель, стал музеем и теперь каждый может в него пойти на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге. И еще в честь него следующий ледокол назвали.

«Александр Сибиряков»: погиб, но не сдался

А начинается новая — сразу говорю, печальная — история в 1909 году, когда англичане построили серию однотипных кораблей под общим названием «Ньюфаундлендские зверобои». Поскольку в английском языке корабль женского рода, то сестренки получились одна к одной: «Александр Сибиряков» (в девичестве «Беллавенчур»), «Владимир Русанов» (при крещении «Бонавенчур»), «Георгий Седов» (девичья фамилия «Беотик») и «Семен Дежнев» (урожденная «Адвенчур»). Первая красавица «Беллавенчур» сначала участвовала в охоте на тюленей — какие-то ужасающие цифры называют, чуть ли не 113 тысяч тюленей поубивала ее команда. В 1915 году «Беллавенчур» и «Бонавенчур» купила Российская империя для зимних рейсов в Белом море. Ну и тогда же корабль переименовали в честь исследователя Арктики Александра Сибирякова.
More products
Грянула революция, а ледоколу что — ходит себе в Белом море, грузы возит. И даже переименовывать его больше не стали, а приспособили еще и на пользу науки. В 1932 году капитан Владимир Иванович Воронин и исследователь Арктики руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт добрались на нем из Архангельска аж до Чукотского моря и пошли бы дальше, да вот незадача: льды повредили гребной вал с винтом. На пароход поставили самодельные паруса (!) и с их помощью вывели судно к спасению. Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. Ледоход за это получил орден Трудового Красного знамени, а неугомонные Шмидт и Воронин пошли в следующую экспедицию. На ледоколе «Челюскин». Все эту историю знают, люди — герои, награды их нашли... Корабль только жалко.
Но продолжим об «Александре Сибирякове». Во время Второй Мировой он был переделан в боевой корабль, оснащен вооружением и приписан к ледокольному отряду Беломорской военной флотилии.
Почтовая марка СССР. 1977.
В 1942 году, в самом разгаре охоты немецких судов и подводных лодок на союзнические конвои, ледокол шел на Северную Землю с грузом и персоналом для полярных станций. На второй день рейса в Карском море он встретил немецкий крейсер «Адмирал Шеер», который, конечно, охотился за конвоями, но и ледоколом не побрезговал: переговоры начал на русском и хотел было выдать себя за американское судно. Правда, в результате ошибки связи на нашей стороне поняли так, что судно японское — то есть, враг. Ну перепутали «Тускалузу» (США) и «Сисияму» (Япония), с кем не бывает. Главное — что насторожились и передали в эфир предупреждение о подозрительном судне.
Ледокол против крейсера. Изображение из открытых источников.
В результате начавшегося неравного боя часть команды погибла, часть была захвачена немцами — в воде, причем часть наших моряков предпочли остаться в ледяной воде, но не сдаться. А корабль затонул. Но перед этим он уведомил всех о местонахождении вражеского корабля и рассекретил его пребывание в наших территориальных водах, сорвал операцию рейха и спас десятки, если не сотни жизней. Еще в войну в тех местах сложилась традиция: на месте гибели ледокола корабли гасили ход и приспускали флаг.

«Белый медведь» — пленная кинозвезда

В честь «Александра Сибирякова» был назван трофейный ледокол Jääkarhu, «Белый медведь», отобранный у Финляндии в 1945 году в счет репараций. Новый «Сибиряков» ничем особо себя не проявил, разве что стал кинозвездой.
А дело было так: в 1969 году снимали совместный советско-итальянский фильм «Красная палатка» про героическое спасение «Красиным» экспедиции Нобиле. Между прочим, актерский состав там был такой, что прям дух захватывает: Шон Коннери в роли Амундсена! Никита Михалков, Донатас Банионис, Юрий Соломин, Борис Хмельницкий и Юрий Визбор. А главную женскую роль сыграла не кто-нибудь, а Клаудиа Кардинале.
Ледокол «Яакарху» в Хельсинки, 1926 год
Во время съемок не обошлось без конфуза. Ледокол-то снять надо! А подлинный «Красин» хоть и был еще на ходу, но к тому времени после всех перестроек и переделок стал сам на себя не похож. «Не верю», — сказал режиссер Михаил Калатозов (также известный нам по фильму «Летят журавли») и велел искать лучше. Тут-то, значит, и приметили нового «Сибирякова». А что, вы правда думали, что байопики — современное изобретение?

Дизель вместо угля

Как-то так получилось, что мы немного застряли на ледоколах старого типа, угольного, и на их героической истории. А в тридцатых годах XX века моря уже вовсю бороздили новые, дизельные суда. В 1935–1941 гг. для обеспечения навигации по Северному морскому пути в Советском Союзе была построена серия арктических ледоколов типа «Сталин» (переименован в «Сибирь») из 4 судов, которые стали развитием ледоколов русского типа «Ермак» и «Красин». Еще три дизельных ледокола Советский Союз получил по лендлизу от США во время войны и все с течением времени вернул.
Ну и понятно, что подвигов стало несколько меньше — и характер их изменился. Ибо там, где угольный ледокол героически преодолевал и терпел, дизельный — более сильный, с большим запасом автономного хода и лучше приспособленный к тяжелым условиям — просто брал и проходил. Обычная работа, нет поводов снимать фильмы с Шоном Коннери.

Мирный атом колет льды

Прогресс, меж тем, на месте не стоял. В ход пошли еще более сильные средства — в том числе мирный атом. В конце пятидесятых годов в СССР был создан первый в мире атомный ледокол «Ленин». Строили его не где-нибудь, а у нас, в Ленинграде. Первенец советского атомного флота показал себя надежным рабочим кораблем, обкатал идею использования атома в мирных целях, проработал около 30 лет и встал на вечный прикол в Мурманске. Его преемник, ледокол «Арктика», обладал куда более интересной биографией, но его достижения были, и мы помним это, подготовлены именно атомоходом «Ленин».

«Арктика»: первая на Северном полюсе

Итак, атомный ледокол «Арктика» был построен в 1972 году на Балтийском заводе в Ленинграде с учетом всех недостатков первого образца. Это позволило ему и работать дольше, и ходить дальше. Такой получился удачный корабль, что по его образу и подобию стали делать серию из пяти ледоколов, последним из которых стал ледокол «50 лет Победы», спущенный на воду в 2007 году. А уже в 1977 году «Арктика» первой из надводных судов достигла Северного полюса — и не дрейфом, а в активном плавании. Это, разумеется, была научная экспедиция, хоть и флаг СССР на полюсе водрузила. Но тогда так было принято.
И тоже — с одной стороны подвиг, да. Но что о нем писать такого, чтобы за душу взяло? Пару раз чуть было не затерло во льдах, но не затерло же? Никто не погибает в ледяной воде, не замерзает у дрейфующего корабля. Да, Северный Ледовитый океан суров и все еще, бывает, требует жертв, но благодаря мощным ледоколам люди в нем чувствуют себя куда надежнее и спокойнее. И бог с ними, с героическими свершениями. Давайте спокойно работать.
Ледокол «Арктика» в Карском море, 1980 год.
В начале XXI века с ледоколостроением в России было не так, чтобы отлично. Старые корабли постепенно устаревали, а новых строили не столько, чтобы восполнить убыль. Стране грозила «ледовая пауза» — то есть кое-кто уже предсказывал, что скоро ледоколов не хватит на круглогодичную проводку судов по Северному морскому пути.
Однако переход разработки некоторых месторождений Арктического шельфа в руки частных компаний повлек за собой и то, что теперь ледоколы строит не только государство. За дело с энтузиазмом взялись и частный бизнес. Причем суда у него получаются на том же, а зачастую и на более высоком уровне, чем на Западе. Или на Востоке — сейчас такое время, когда и Китай своими ледоколами обзавелся.

«Андрей Вилькицкий»: второй танцующий

В декабре 2018 года в Петербурге презентовали новейший российский ледокол «Андрей Вилькицкий», созданный по заказу компании «Газпром нефть» на Выборгском судостроительном заводе. На данный момент это самый мощный дизель-электрический ледокол, построенный на российских верфях. Судно называют «танцующим» за уникальную маневренность — оно может за минуту обернуться на 360 градусов и даже совершить «полицейский разворот» при скорости 30 км/ч. Это уже второй из серии «танцующих» ледоколов. Первым был «Александр Санников», о котором «Фонтанка» уже писала.
Внимательно посмотрим на «Андрея Вилькицкого». Высота его палуб достигает семиэтажного дома. Ледокол спроектирован для работы в пресных водах Карского моря и Обской губы, которые почти 200 дней в году покрыты ледовым покровом толщиной более двух метров. Особая форма корпуса «Андрея Вилькицкого» позволяет ему разрезать и крошить лед, а не давить его, как атомоходы.
Новый ледокол при мощности в 22 МВт показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными предшественниками. Преимущества судну обеспечивает конструкция корпуса и три пропульсивные установки типа Azipоd, расположенные в кормовой и носовой частях.
Все системы ледокола работают под управлением бортового компьютера. Судно оснащено автопилотом, а вместо штурвала в ходовой рубке — три джойстика. Также в его техническом арсенале — спутниковые системы, камеры цифрового зрения и даже тепловизоры. Уровень автоматизации такой, что личного состава на борту требуется в два раза меньше, чем на других ледоколах. Интересный факт: системы корабля подогревают внешние поручни на палубах.
При этом ледокол может не только проводить суда во льдах круглый год, но и, случись что, прийти на помощь терпящим бедствие: для этого на борту есть вертолетная площадка, аварийные катера, мощная пожарная система и даже собственный госпиталь. Автономность ледокола позволяет ему работать больше месяца при экстремальных температурах в минус 50 градусов.
С января 2019 года ледокол «Андрей Вилькицкий» начнет работу в районе Карского моря. В тандеме с «Александром Санниковым» он будет сопровождать круглогодичные перевозки нефти из Нового порта в Мурманск. Именно из-за активного освоения Новопортовского месторождения на Ямале «Газпром нефть» начала инвестировать в создание собственного ледокольного и танкерного флота. И уже в 2018 году доля добычи в Арктике превысила 20% в общем объеме добываемой компанией нефти.
Автор текста: Елена Виноградова
Координатор: Елена Таранущенко
Верстка / дизайн: Екатерина Елизарова
Исторические фотографии: wikipedia.org
Материал подготовлен в партнерстве с компанией ПАО «Газпром нефть»