– Узаконивший телемедицину 242-ФЗ, наверное, самая большая палка в колесо ее развития, поскольку в соответствии с ним, введен запрет на первичный прием с применением телемедицинских технологий. А именно его ждал весь коммерческий рынок – выйдет закон, и в российской медицине появится некий Uber по телемедицинским консультациям: можно будет по запросу всем пациентам предоставлять консультации за, условно, 100-200-300 рублей. И пациенты будут довольны, получая консультацию через интернет практически моментально, и агрегаторы, которые будут предоставлять медицинские информационные услуги, тоже будут чувствовать востребованность, и клиники.
Когда вышел запрет, часть проектов, естественно, была свернута, в том числе крупными игроками, которые не нашли применения телемедицинским технологиям в других бизнес-процессах медицинских учреждений. Оставшиеся сейчас перестраиваются.
Поскольку с помощью телемедицинских технологий консультировать пациента, которого доктор впервые видит только на экране монитора, нельзя, многие медицинские организации переключились на так называемые программы длительного сопровождения. Это большой рынок: у нас много групп пациентов, которые по медицинским показаниям должны регулярно наблюдаться у врача. И не в течение нескольких месяцев, а пожизненно. Например, пациенты с диагнозом «диабет», нуждающиеся в контроле уровня сахара в крови – в ведении дневника самоконтроля, например, с регулярным занесением данных в систему. Или перенесшие хирургические операции на сердце и сосудах, которым надо контролировать показатели МНО пожизненно. Вместо того чтобы с результатами исследования МНО или с дневником, в котором отмечается уровень сахара в крови, каждый раз приезжать на прием к врачу, пациент сдает анализы в любой лаборатории – неважно, коммерческой или государственной – и сообщает результаты лечащему врачу через телемедицинскую систему, которая используется в его клинике. Врач без личного контакта наблюдает за пациентом, в случае выхода показателей за установленные нормы – индивидуальные или общепринятые, связывается с ним и сообщает: все плохо, надо менять терапию или уменьшать/повышать дозировку препарата, или следовать прежней схеме лечения.
Второй очень распространенный бизнес-сценарий, в который уходят многие, – консультации по принципу «врач-врач». В этой части медицинский бизнес получил официальный инструмент для работы с пациентом и для работы врачей между собой. Если система отвечает всем требованиям 242-ФЗ, значит, клиники, как частные, так и государственные, могут привлекать медицинские организации более высокого уровня для консультирования своих пациентов. С точки зрения частной клиники это очень выгодно. Она не направляет пациента в другую клинику, а удерживает его у себя, продав ему услугу – консультацию медицинского светила из Москвы или Петербурга со словами: «Чтобы съездить в НМИЦ им. Алмазова или НМИЦ им. Петрова и там проконсультироваться у профессора Икс, ты потратишь на билет из Екатеринбурга и обратно, плюс гостиница. Зачем? Приходи к нам в отдельный кабинет, мы официально с соблюдением всех требований обеспечим эту консультацию: профессор посмотрит все твои результаты исследований, все снимки, выдаст официальное заключение, со своей электронной цифровой подписью». Пациент доволен, клиника довольна. Клиники высокого уровня (федеральные центры) тоже довольны, они продают консультации частникам, по необходимости могут собрать консилиум.
Приказ Минздрава № 965, в котором регламентирован порядок проведения телемедицинских консультаций тоже воспринимается рынком неоднозначно. У клиник, которые начинают оказывать такую услугу, возникает много вопросов: что можно и что нельзя говорить пациенту, как действовать в сложных случаях, когда пациента направляют в другое учреждение? Это нюансы, но и с ними надо разбираться. Скажем, мы сталкивались с тем, что при переходе пациента из одной медицинской организации в другую ему все равно по 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья…» нужно приходить к доктору на первичный прием. То есть он лечился у себя в районной больнице, его направляют, согласно маршрутизации, в клинику более высокого уровня. А там все равно надо проходить первичный прием, на котором врач может назначить дублирующие исследования, несмотря на то, что в другой клинике они уже выполнялись и все результаты у пациента есть. И только после этого новый лечащий врач уже может оказать помощь, в том числе удаленно – через телемедицинскую систему. Все это растягивается на неопределенное время.
Тормозит активное развитие телемедицины и запоздалое появление подзаконных нормативных документов. Например, только с 1 апреля все игроки рынка, которые следят за ситуацией, смогли отправить свои заявки на включение в Федеральный реестр иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций, что необходимо для подключения к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) пользователей, потому что лишь три месяца назад была утверждена ее новая форма (Приказ Минздрава № 79Н). Без включения в этот реестр на рынке нет ни одного коммерческого решения для телемедицины, и у клиник нет возможности оказывать телемедицинские услуги.