КРУГЛЫЙ СТОЛ

Uber в медицине не появится

Фото: pixabay.com
В ожидании закона о телемедицине пациенты, готовые воспользоваться новыми возможностями, воображали такую картину ближайшего будущего: пообщались с врачом по «скайпу», врач выписал электронный рецепт на лекарство и электронный больничный. Человек лежит себе – соблюдает постельный режим. Врачи думали, что получат возможность для лечения пациентов «на расстоянии», используя современные технологические возможности. Но ожидания не оправдались, несмотря на то, что закон о телемедицине вступил в силу почти полтора года назад.
Как ни тормози технический прогресс, а рано или поздно все осознают: за цифровой медициной будущее. А пока система здравоохранения пытается усидеть на двух стульях. С одной стороны – нужно внедрять передовые технологии, иначе прогресс в этой отрасли пройдет мимо, с другой – нужно следовать вечному принципу «Не навреди». Телемедицина – область, в которой это внутреннее противоречие видно четче, чем в любой другой. Здравоохранение долго ждало закон о телемедицине, в прошлом году он был, наконец, принят. Но и теперь в этой сфере прорыва не случилось. Скорее, наоборот, начался откат – создатели платформ для телемедицинских консультаций либо снова застыли в ожидании, либо свернули не успевший толком начаться бизнес, как это произошло с «Мегафоном».

Чтобы определить, в какой точке мы сейчас находимся, куда надо двигаться, какие вопросы сегодня уже решены, а какие предстоит решить и понять, какое будущее у телемедицины, «Доктор Питер» пригласил за круглый стол экспертов. Чего не хватает врачам, чтобы телемедицину считать состоявшейся, за круглым столом обсуждали: Роман Константинов, руководитель группы компаний «Эко-Безопасность», Елена Абрамова, директор по работе с бизнес рынком МТС в Петербурге, Алексей Костюк, генеральный директор Единого медицинского портала, Сергей Ануфриев, директор Петербургского медицинского форума.
Елена Абрамова, директор по работе с бизнес рынком МТС в Петербурге
Алексей Костюк, генеральный директор Единого медицинского портала
Сергей Ануфриев, директор Петербургского медицинского форума
Минздрав родил вчерашнюю телемедицину
Фото: pixabay.com
Роман Константинов, руководитель «Эко-Безопасность»:
Роман Константинов
Роман Константинов
– Телемедицина в том виде, в котором ее родил Минздрав, по-моему, лишь переосмысливание того, что существует уже много лет. И в советское время была телематическая связь, то есть можно было передать рентгенограмму, чтобы ее могли описать удаленно. А система консилиумов, удаленных консультаций существовала еще в Древней Греции.

Что такое консилиум? Это когда несколько специалистов, необязательно профессоров, собираются и обсуждают историю болезни пациента. Пациента нет, он в палате или дома – в другом городе, а они собираются и ставят подписи под своим заключением. Чем не телемедицина, которая подразумевает работу с пациентом на расстоянии? Это заключение не с электронными, а с обычными подписями, может улететь той же почтой России, и оно доберется до адресата.

Еще в прошлом веке – в 1995 году, когда я учился в Военно-медицинской академии, у нас были учения «при ядерном взрыве», в ходе которых моделируется оказание медицинской помощи. У нас стоял огромный ЗИЛ с большой видеокамерой, и врачи оперировали под ней солдата, а из Москвы – из главного военно-медицинского управления руководили хирургами. И это была первая в моей практике телемедицинская операция.

Работа врача с врачом, врача с пациентом на расстоянии – давно существующая практика. Современные технологии способны довести ее до совершенства, и наша проблема в том, что Минздрав очень сильно отстает от их развития. Я вижу, что основная цель, которую он преследует, – создание условий и правил, соблюдая которые клиника могла бы получать оплату за телемедицинские услуги, то есть появилась потребность в их тарификации. По сути, то, что у нас сегодня заложено в законодательстве в части телемедицины, существовало и существует. Просто сделали так, чтобы за это можно было получать деньги.
При этом в разъяснительном письме Минздрава сказано, что телемедицина – не медицинская услуга. Ее нельзя включать в счет за лечение пациента. Такого понятия, как «телемедицинская консультация» тоже нет, все, что происходит – это обычные медицинские услуги с использованием информационных технологий. Так что в системе ОМС до сих пор тарифов на телемедицину тоже нет. Лишь три региона в генеральное тарифное соглашение включили телемедицинские услуги: Екатеринбург, Ханты-Мансийск и Краснодарский край. В Петербурге, как и в других регионах, работают на голом энтузиазме, все ждут, как манны небесной, что появится строка «телемедицинская консультация», которую можно будет применять в отчетности и получать за это деньги из бюджета Фонда ОМС.
Чего не хватило участникам телемедицинского рынка
Фото: pixabay.com
Ситуация на рынке телемедицинских услуг, действительно, непростая, как и во многих отраслях, где все долго ждут появления юридической базы, а после ее появления понимают, что это не совсем то, чего все ждали. Представители практической медицины разочарованы и законом о телемедицине, и подзаконными нормативными документами. Разочарованы создатели телемедицинских систем. Но, тем не менее, большинство находят способы для проведения телемедицинских консультаций.
Алексей Костюк, генеральный директор Единого медицинского портала:
Алексей Костюк, генеральный директор Единого медицинского портала
Алексей Костюк
– Узаконивший телемедицину 242-ФЗ, наверное, самая большая палка в колесо ее развития, поскольку в соответствии с ним, введен запрет на первичный прием с применением телемедицинских технологий. А именно его ждал весь коммерческий рынок – выйдет закон, и в российской медицине появится некий Uber по телемедицинским консультациям: можно будет по запросу всем пациентам предоставлять консультации за, условно, 100-200-300 рублей. И пациенты будут довольны, получая консультацию через интернет практически моментально, и агрегаторы, которые будут предоставлять медицинские информационные услуги, тоже будут чувствовать востребованность, и клиники.

Когда вышел запрет, часть проектов, естественно, была свернута, в том числе крупными игроками, которые не нашли применения телемедицинским технологиям в других бизнес-процессах медицинских учреждений. Оставшиеся сейчас перестраиваются.

Поскольку с помощью телемедицинских технологий консультировать пациента, которого доктор впервые видит только на экране монитора, нельзя, многие медицинские организации переключились на так называемые программы длительного сопровождения. Это большой рынок: у нас много групп пациентов, которые по медицинским показаниям должны регулярно наблюдаться у врача. И не в течение нескольких месяцев, а пожизненно. Например, пациенты с диагнозом «диабет», нуждающиеся в контроле уровня сахара в крови – в ведении дневника самоконтроля, например, с регулярным занесением данных в систему. Или перенесшие хирургические операции на сердце и сосудах, которым надо контролировать показатели МНО пожизненно. Вместо того чтобы с результатами исследования МНО или с дневником, в котором отмечается уровень сахара в крови, каждый раз приезжать на прием к врачу, пациент сдает анализы в любой лаборатории – неважно, коммерческой или государственной – и сообщает результаты лечащему врачу через телемедицинскую систему, которая используется в его клинике. Врач без личного контакта наблюдает за пациентом, в случае выхода показателей за установленные нормы – индивидуальные или общепринятые, связывается с ним и сообщает: все плохо, надо менять терапию или уменьшать/повышать дозировку препарата, или следовать прежней схеме лечения.

Второй очень распространенный бизнес-сценарий, в который уходят многие, – консультации по принципу «врач-врач». В этой части медицинский бизнес получил официальный инструмент для работы с пациентом и для работы врачей между собой. Если система отвечает всем требованиям 242-ФЗ, значит, клиники, как частные, так и государственные, могут привлекать медицинские организации более высокого уровня для консультирования своих пациентов. С точки зрения частной клиники это очень выгодно. Она не направляет пациента в другую клинику, а удерживает его у себя, продав ему услугу – консультацию медицинского светила из Москвы или Петербурга со словами: «Чтобы съездить в НМИЦ им. Алмазова или НМИЦ им. Петрова и там проконсультироваться у профессора Икс, ты потратишь на билет из Екатеринбурга и обратно, плюс гостиница. Зачем? Приходи к нам в отдельный кабинет, мы официально с соблюдением всех требований обеспечим эту консультацию: профессор посмотрит все твои результаты исследований, все снимки, выдаст официальное заключение, со своей электронной цифровой подписью». Пациент доволен, клиника довольна. Клиники высокого уровня (федеральные центры) тоже довольны, они продают консультации частникам, по необходимости могут собрать консилиум.

Приказ Минздрава № 965, в котором регламентирован порядок проведения телемедицинских консультаций тоже воспринимается рынком неоднозначно. У клиник, которые начинают оказывать такую услугу, возникает много вопросов: что можно и что нельзя говорить пациенту, как действовать в сложных случаях, когда пациента направляют в другое учреждение? Это нюансы, но и с ними надо разбираться. Скажем, мы сталкивались с тем, что при переходе пациента из одной медицинской организации в другую ему все равно по 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья…» нужно приходить к доктору на первичный прием. То есть он лечился у себя в районной больнице, его направляют, согласно маршрутизации, в клинику более высокого уровня. А там все равно надо проходить первичный прием, на котором врач может назначить дублирующие исследования, несмотря на то, что в другой клинике они уже выполнялись и все результаты у пациента есть. И только после этого новый лечащий врач уже может оказать помощь, в том числе удаленно – через телемедицинскую систему. Все это растягивается на неопределенное время.

Тормозит активное развитие телемедицины и запоздалое появление подзаконных нормативных документов. Например, только с 1 апреля все игроки рынка, которые следят за ситуацией, смогли отправить свои заявки на включение в Федеральный реестр иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций, что необходимо для подключения к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) пользователей, потому что лишь три месяца назад была утверждена ее новая форма (Приказ Минздрава № 79Н). Без включения в этот реестр на рынке нет ни одного коммерческого решения для телемедицины, и у клиник нет возможности оказывать телемедицинские услуги.
Медицинские технологии поместили в прокрустово ложе
Фото: pixabay.com
Для пациентов с хроническими заболеваниями, требующими контроля, телемедицина экономит их время на посещении врача. Но при этом он должен исправно ходить в медицинское учреждение, чтобы сделать ЭКГ, например, лабораторные анализы и самостоятельно занести их в систему. В идеале всем виделось, что телемедицинские технологии станут прорывом в обеспечении доступности медицинской помощи. Скажем, у человека есть некий прибор, который можно надеть на руку и через 30 секунд врач увидит его пульс, давление, какие-то другие показатели, которые можно передать на расстоянии. Он оценивает их и принимает какие-то решения.
– Чтобы человек был мотивирован на регулярное наблюдение за своим здоровьем, это наблюдение не должно быть обременительным. Но сегодня мы так и не получили технической возможности для динамического наблюдения за состоянием пациента на расстоянии. Например, создан прибор для снятия ЭКГ, который можно подключить через смартфон: поставить электроды, и он через доли секунды даст заключение. Нужны изделия, которые непосредственно контактируют с пациентом, например, аппаратный комплекс для оценки жизненных функций: температуры, выдыхаемых газов – это, конечно, поле деятельности для разработчиков, – говорит Роман Константинов. – Да, программное обеспечение или какой-то «девайс», которым будет пользоваться пациент, автоматически получает статус изделия медицинского назначения. Потому что любой контакт с пациентом – это последствия для здоровья (положительные либо негативные), а значит, производитель должен нести ответственность за его использование. Если какое-то изделие может причинить вред при каких-то обстоятельствах, мы должны это понимать, знать противопоказания для его применения.

То есть здоровый консерватизм здесь нужен, но у нас он гипертрофирован – наши чиновники пытаются поместить технологии в прокрустово ложе своими нормативными ограничениями. На регистрацию медизделий нужно потратить средств столько, что себестоимость вырастает ровно в два раза. А самое обидное, что процесс этот растянется на год, а за это время прибор уже не будет востребован рынком, потому что появятся новые, более совершенные, более дешевые. Эти сложности приводят к тому, что создатели даже уже разработанных приборов отказываются от попытки внедрить их медицинскую практику, хотя спрос на них есть. И я вижу помощь Минздрава в том, чтобы как-то упростить их регистрацию, потому что прогресс мчится просто галопом, а у нас (не в Китае!) много светлых умов, которые могут это создавать и продвигать. Еще один выход из создавшегося положения – разрешить уже проверенные и безвредные аппараты применять в тестовом режиме, оповестив пациента: «Прибор не зарегистрирован Минздравом в качестве медицинского изделия». Раз уж мы заявили о том, что телемедицине быть, создали хоть какие-то нормы и правила для нее, надо остановиться и спокойно посмотреть, как рынок регулирует этот процесс, насколько сами пациенты готовы брать на себя ответственность за свое здоровье.

Известно ведь, что здоровый пациент – это совместный труд пациента и врача, никуда от этого не денешься. Но тут, если пациент использует ЭКГ-аппарат не в клинике, где ему положили присосочки четко в точки и где гарантируют результат, а сам наложил, как сумел, он берет на себя ответственность за соблюдение правил использования аппарата, точное следование инструкции. Захочет он этим заниматься или нет? Наша задача – дать ему возможность самому выбирать, предоставив техническую возможность. Если мы заинтересованы в развитии телемедицины, без этого не обойтись. А Минздрав как регулятор должен исключить препоны, которые тормозят прогресс, он должен найти золотую середину – баланс интересов пациента, медицинской организации и разработчиков изделий медицинского назначения.

Сегодня в Сколково, например, разработчики таких «девайсов» и информационных систем ничем не ограничены – разве что своей фантазией и инвестициями. Но и практического применения их разработкам нет. Приборов становится все больше и больше, а зарегистрированы единицы – например, российский многофункциональный диагностический комплекс снимает несколько показателей: измеряет пульс, давление, ЭКГ. Но это солидный чемодан, который к руке не присоединишь, чтобы снять жизненно важные показатели.

Как сообщил Алексей Костюк, несколько раз уже обсуждался законопроект, по которому регионам будет разрешено сделать заявку в Минздрав на то, чтобы стать пилотными на исследования новаторских решений Сколково – тестировать технологии и приборы на большом объеме данных. Однако это серьезные затраты, поскольку для обкатывания диагностических приборов, предназначенных для использования в телемедицине, ими надо обеспечить пациентов. А все Сколковские изделия производятся маленькими партиями – и получается очень дорого. «Но что такое дорого? Я видел сколковский «чехол» для «айфонов»: надеваешь его на любой «айфон», в каждую руку берется по электроду и на экране сразу же выдается сигнал ЭКГ, – говорит Алексей Костюк.Регистрационного удостоверения у него, естественно, пока нет. Здравоохранению интересен такой прибор. Стоит он 12 тысяч. Но одному человеку для регулярного использования он на длительное время не требуется. Значит, в клинике должен быть парк приборов, они должны быть сделаны так, чтобы их можно было подвергать санобработке и выдавать пациенту, закрепляя за ним на какой-то период времени. Парк в сто приборов по 12 тысяч рублей для больницы дорого? Но аналогичный импортный индивидуальный прибор, который тоже будет транслировать данные в систему «онлайн» стоит 35 тысяч».
Кому нужна «телемедицинская» диагностика
Фото: pixabay.com
Сергей Ануфриев, директор Петербургского медицинского форума:
Сергей Ануфриев, директор Петербургского медицинского форума
Сергей Ануфриев
На самом деле во всем мире телемедицина – это не только консультации, а образно система мониторинга пациента вне стен клиники. Это очень актуально для гериатрии – пожилой человек самый активный «потребитель» медицинской помощи не только у нас в Петербурге, но и во всем мире. Он живет дома, вооруженный «тревожной кнопкой», датчики постоянно измеряют давление, пульс, по необходимости – ЭКГ. В Европе созданы специальные центры, в которые стекаются данные с датчиков этих пациентов и мониторируются. Если что-то плохо – оператор сообщает семейному врачу или в экстренные службы: у вашего пациента уже третий день скачет давление. Врач отправляется к пациенту, чтобы назначить соответствующее лечение, предотвратив осложнения, риски падения, получения тяжелых травм. То есть мониторинг жизненно важных функций для пожилых, для страдающих серьезными хроническими заболеваниями – это и есть, прежде всего, сфера применения телемедицины, а не совет по телефону: сходите к урологу, сходите к гинекологу. А в нашей стране до сих пор лишь единичные медицинские аппараты зарегистрированы для постоянного мониторинга жизненных функций пациента с передачей данных на расстоянии.
По словам Алексея Костюка, еще десять лет назад похожая система мониторинга уже действовала на РЖД – для допуска машинистов, которые обязаны при выходе на работу каждый день проходить медицинское освидетельствование. В медицинских пунктах установлены аппараты, которые фиксируют обязательные показатели – пульс, давление, содержание паров алкоголя. Их оценивает фельдшер, он не принимает решения о лечении, он допускает или не допускает человека к работе. По каждому из них строятся ежемесячно индивидуальные графики. Цеховые терапевты их просматривают. С одной стороны – решена задача «допуска – недопуска», с другой – задача по контролю за состоянием здоровья. В петербургском и московском метро действует такая же система. Врачи занимаются этим, потому что цена вопроса – риск внезапной смерти машиниста на рабочем месте, которая влечет за собой масштабную катастрофу.

– Сейчас есть очень большой запрос на такие «девайсы», потому что одновременно у нас 10 миллионов водителей в стране ежедневно выходят на линию. Если собрать сотрудников всех медицинских учреждений страны вместе с коллективом Минздрава, они не успеют предрейсовый осмотр сделать. Получается, что у нас предрейсовых осмотров нет, – считает Роман Константинов. – А ведь, когда мы слышим о том, что на трассе автобус перевернулся, причина не в алкогольном опьянении водителя, это вопрос режима труда и отдыха и общего состояния здоровья. Нужны простые технические решения для проведения предрейсовых осмотров в небольших предприятиях, и мы работаем над такими «девайсами». Самая большая проблема, к которой мы сейчас подходим, – регистрация их как изделий медицинского назначения.

Подписка на врача
Фото: pixabay.com
Коммерческие организации не ждут, когда телемедицину начнут тарифицировать в системе ОМС, а уже работают на рынке телемедицинских услуг, правда, с переменным успехом. Кто-то покидает этот рынок, испугавшись его зарегулированности, но МТС, наоборот, развивает это направление вместе с крупнейшей частной сетью клиник МЕДСИ.
Елена Абрамова, директор по работе с бизнес-рынком МТС в Петербурге:
Елена Абрамова, директор по работе с бизнес-рынком МТС в Петербурге:
Елена Абрамова
- Проблема в том, что за пределами Москвы и Петербурга, и врачи, и пациенты пока настроены консервативно. Пример: Карелия – всего 400 км от Петербурга, но там уверены, что до них телемедицинские технологии не дойдут, а если и дойдут, то не будут востребованы. Но они ошибаются: именно регионы сейчас являются наиболее активными потребителями телемедицины, ведь иногда именно «врач в смартфоне» может быть единственным доступным врачом. И если сегодня для кого-то стоит вопрос, стоит ли обращаться к доктору через интернет, то через пару лет телемедицинские сервисы станут так же привычны, как приложение для заказа такси, например.

Год назад МТС запустила приложение для онлайн-консультаций SmartMed. Пациентов со всей страны консультируют московские врачи. Спросом пользуются расшифровка результатов анализов, второе мнение. Особая аудитория – молодые мамы: повышенная материнская тревожность требует возможности в любое время суток проконсультироваться с врачом. Когда с ребенком что-то случается ночью, и непонятно, что делать, можно позвонить дежурному педиатру и помочь малышу. Также востребованы программы динамического наблюдения за хроническими больными. Например, человеку с серьезным хроническим заболеванием из Ленинградской области после лечения в Москве нужна поддержка, программа реабилитации и ответы на возникающие в ходе лечения вопросы. Не каждый такой пациент может самостоятельно ездить на прием к врачу. Благодаря телемедицине получить квалифицированную рекомендацию, помощь и поддержку теперь можно не выходя из дома.

Как отличить телемедицину от информационной медицинской услуги
Фото: pixabay.com
Возможность «позадавать» вопросы врачу есть у каждого и без первичного обращения к врачу – для этого существуют агрегаторы, в которые можно обратиться за консультацией. Но обратившиеся должны понимать, что в таком случае они получают не медицинскую услугу, а информационную. Врач, который ее оказывает, не несет ответственности за озвученные рекомендации.

То есть, когда вы общаетесь со своим лечащим врачом, получаете консультацию узкого специалиста клиники, в которой наблюдаетесь или в которую вас направили, эти доктора несут ответственность – каждый на своем уровне – за выданные вам рекомендации. А врач, оказывающий информационные услуги вне клиники, такой ответственности не несет. Это, скорее, сервис: человек позвонил, он паникует, у него что-то произошло, ему подскажут: вызови скорую помощь или дождись утра. А позвонивший сам решает, дожидаться ли утра или вызвать «скорую».

И очень важно, чтобы не было неоправданных ожиданий и люди понимали это разграничение: здесь – телемедицина, а здесь – сервисные услуги с применением удаленных технологий. И то и другое найдет свое место на рынке. Но как отличить одно от другого?

– Та услуга, что заканчивается подписью специалиста, представляющего лицензированное медицинское учреждение – это медицинская услуга, за которую врач несет ответственность. А та, которая заканчивается фразой: «Вам бы лучше сходить к врачу», – информационная, – поясняют участники круглого стола.
Как изменить мир
Фото: pixabay.com
Врачи вынуждены быть консерваторами, потому что над ними довлеет ответственность, надзор и потребительский экстремизм. Отсюда рождается консерватизм, и без него в медицине не обойтись. Но он не должен мешать внедрению в нее новых технологий.

Поэтому врачей надо учить оказывать медицинские услуги с применением телемедицинских технологий. Это отдельная специализация, она требует особого алгоритма поведения. И эта специальность уже появляется в зарубежных медицинских вузах, – говорит Сергей Ануфриев. – Мы еще не зашли так далеко. И первое, что сегодня требуется – это срочная доработка законодательства по телемедицине, потому что сейчас оно тормозит ее развитие. Для этого нужно активно вовлекать медицинское сообщество, собирать полученный опыт, анализировать его, и уже какие-то имеющиеся наработки класть на стол законодателям. Серьезное развитие телемедицина получит только тогда, когда исполнительная власть будет выбирать финансово эффективные технологии, включив телемедицинский мониторинг, например, пожилых и хронических пациентов в систему ОМС с отдельным тарифом... Только тогда может выстроиться действующая система. Для Петербурга – города пожилых, это более чем актуально, особенно учитывая, что стационары перегружены, а система амбулаторно-поликлинической помощи просела полностью.
Автор: Ирина Багликова
Редактор: Ирина Багликова
Куратор: Анна Сосновик
Корректор: Оксана Родионова
Фотограф: Михаил Огнев
Верстка: Татьяна Сорокина

Апрель 2019