Наследники «русского хозяина»
Каково это – быть старообрядцем-предпринимателем сегодня?


текст: Мария Башмакова
фото: Михаил Огнев

Владимир Рябушинский:
(представитель династии купцов-старообрядцев)

«Русский хозяин» - это «великорусский мужик», «упорный стяжатель, прижимистый, твердый, настойчивый в труде, смекалистый, ловкий, часто очень одаренный, но одновременно обуянный большой духовной гордостью».

Старовер-предприниматель – какой он? Степенный мужик с окладистой бородой, в косоворотке, как Потап Чапурин у Мельникова-Печерского.

Рачительный хозяин, ловкий делец, замкнутый и недоверчивый к чужим.
Добавим несокрушимую преданность вере предков и получим собирательный портрет «настоящего старовера», сложившийся по книгам и фильмам.
Братья Рябушинские. Верхний ряд, слева направо: Николай, Михаил, Павел. Нижний ряд: Владимир, Федор, Дмитрий, Степан.

Экспонат музея "Дом Иконы и Живописи имени С.П. Рябушинского"
При мысли о предпринимателях-староверах вспоминаются фабриканты позапрошлого века.

Фамилии купцов Рябушинских, Морозовых, Кузнецовых гремели в свое время, а сегодня сохранились только в исторической памяти.

Но для того чтобы понять, насколько портрет близок к оригиналу, было бы правильным соотнести свои ожидания с живыми людьми – современными бизнесменами, придерживающимися старой веры.

Старообрядцы замкнуты, чужих (иноверцев) сторонятся, тем более опасаются журналистов.

Репутация для старовера очень важна, поскольку он – человек общинный, следовательно, весьма осторожен в речах и поступках. Общины «прячут» своих благодетелей (предпринимателей), опасаясь излишнего внимания к их персонам.

Тем не менее корреспонденту «Фонтанки» удалось поговорить с бизнесменами-староверами.

Cобеседников различает многое: согласие (направление), возраст, характер, но есть важное объединяющее звено помимо предпринимательства – они неофиты.
От лопаты к бирже
– С моральными принципами и верой в бизнесе проще,– уверяет 58-летний бизнесмен Василий Загородний. – По-человечески сложнее, а на деле – проще.
Старовер-предприниматель должен верить в Бога, жить этим.
Мой собеседник – прихожанин храма Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкого согласия).Поскольку пришел к старой вере не очень давно, не лишен пыла неофита и воспринимает ее как опору, которую обрел в самую трудную минуту.

Сегодня в компании Загороднего «Биостар» около 300 человек, в фирме 4 направления: полиамидные оболочки, оболочки натуральные, специи и ингредиенты, пленочные упаковки. Фирме 18 лет.

Василий Загородний – генеральный директор. У его брата Александра - компания-спутник, которая занимается цехом домашних колбас. Но, как говорит, сам Василий, «бизнес начался не с понедельника».

– Ты из позапрошлого века! – часто слышит мой собеседник. Он и правда как будто не в том веке родился. И дело не в бороде или фразах вроде: «Спаси Христос!» вместо традиционного «спасибо». И не в одежде. Система взглядов накладывает отпечаток на человека, передать который одним штрихом невозможно.

В Петербург Василий приехал из Карелии. По образованию - строитель, в армии служил в строительных войсках. Пробовал себя в разном деле.

Было время – завербовался на лесозаготовки. Когда появились кооперативы, пошел работать к друзьям в строительный кооператив – укладывали асфальт. По сути это была «школа бизнеса». Тогда же Василий стал работать на бирже: покупать и продавать. Понравилось.

Это приносило больше прибыли, чем работа лопатой, хотя деньги, заработанные тяжелым трудом, считает Василий, приносят больше пользы, чем легкие - от продаж.

Василий с товарищем, приободренные полученным опытом (импорт, экспорт, таможня, крупные заводы), решили создать свое дело.

В начале 1990-х годов Загородний стал соучредителем фирмы по продаже немецкого шоколада - стал «осознанным бизнесменом». Бизнес пошел. Конкурентов не было.

С опытом пришли и новые привычки, и смена дресс-кода: двубортные костюмы, галстуки. Появился интерес к вещам, иномаркам. Об этом Василий вспоминает с чуть заметной иронией.
– Это был определенный этап, нужно было это пройти.
– И как, понравилось?
– Да…
...мнется герой, перебирая длинными пальцами бисерную лестовку (так называются четки староверов для подсчета молитв, обычно из ткани или кожи. – Прим. авт.).

Когда «шоколадный проект» стал таять, компаньоны Василий и Алексей задумались о чем-то более технологичном.

Задумались – и услышали совет: торговать оболочками для сосисок. Решили попробовать. Но не нашли поставщика.

Что еще можно продавать? Ингредиенты. Американский соевый белок, который добавляли в колбасы. В России нашлись дилеры. Получилось!

Постепенно прайс-лист расширялся. Сегодня представительства «Биостар» по всей стране. Производить оболочки попросили производители колбас, пришлось закупить дорогое оборудование.
– Во всем была Божья помощь, - кротко рассуждает Загородний.

Когда нужно было купить оборудование, мы подписали договор с поставщиком и договорились о рассрочке. Денег у нас… вообще не было. Занимали – отдавали. Кредиты брали. Бизнес без них невозможен.

Плохой хороший человек
Путь
к древнерусскому православию
оказался длительным и непростым.

К старой вере Василий Загородний пришел около 8 лет назад. В Бога верил всегда.

Первым принял старую веру брат - Александр. Когда в семье Загородних тяжело заболел брат Владимир, моральную поддержку он нашел в старообрядческой церкви.

Прожил 8 лет вместо обещанных пары месяцев. Это сильно повлияло на Василия. Долгое время он с энтузиазмом ходил в обыкновенную православную церковь.
Когда занимался бизнесом и появилась большая ответственность, потребовалась духовная помощь.
Ходил на службы в православную церковь… Но, наверное, там меня перехвалили.


«Какой вы замечательный человек и все правильно делаете!» – слышал постоянно.

А я в церковь шел не за похвалой – грехи нес.

Понял, что мой поход в церковь – формальность. Что ни сделай – я замечательный.

Были случаи: утром причастился, а вечером водку пью с компаньонами.

Задумался: правильно ли это? Так и жил с мыслью, что я замечательный человек, такая у меня судьба,
– улыбается Загородний.

Позже выяснилось: не замечательный.
Братья Василий и Александр Загородние.
В то время мой герой жил красиво: бизнес развивался, ездил на «Рендж Ровере», ходил в церковь, помогал брату.

Младший Загородний, Александр, занимался продажей металлургического сырья. Василий дал ему денег и выступил поручителем кредита в банке.

На сердце радость: брату помог, металлургия, пищевая отрасль – все патриотично. Дело идет.

И тут случился кризис 2008 года - и красоты в жизни и на сердце поубавилось. Заводы встали, бизнес брата прогорел, а кредиты остались.

Банк арестовал дом, но в церкви Василий по-прежнему слышал, что он замечательный.

Это его сильно угнетало: в банке ему говорили отнюдь не комплименты в присутствии сотрудников ФСБ и полицейских.

Земля качалась под ногами, в церкви ответ не находился.

Загородний продал машину, отдал деньги адвокату, чтобы тянуть время в судах. Пять лет выбирался из этой ямы.

Компаньон оставил Василия, решив, что в крахе бизнеса виноват он, так как поручился за брата.

Карманы пустые, кругом одни долги – а тут бизнес делить!
– Не думал, что могу плакать, – признается Василий, – смог…

Пришел в старообрядческую церковь и спросил: «Почему я вот хороший человек, а все плохо?»
Свято - Троицкий храм в Транспортном переулке

Этот храм посещают прихожане Лиговской общины, в их числе и Василий Загородний.
Банкир сказал священнику на прощание:
«У меня тоже своя паства. Я беру вклады у пенсионеров, а вот такие, хм, как ваш Василий, у меня набрали денег, а отдавать не хотят».
Василий стал ходить в старообрядческий храм, крестился по старому обряду – через три полных погружения.

А потом ошарашил хозяина банка вопросом: «Можно поговорить с вашим духовником?» – «А с вашим?» – «Да».

Банкир к священнику поехал. Духовник Василия выступил третейским судьей и после беседы указал духовному чаду, что он виноват, в чем у того были сомнения.

Раз священник сказал – надо погасить долг. Отдавали деньги, как могли, благо колбасный бизнес потихоньку стал подниматься.

Загородний рассказывает о благотворительности неохотно, но он постоянно помогает старообрядческой и новообрядческой церквам, кадетскому корпусу, детям.

У Василия трое детей. Когда он заинтересовался старой верой, жена решила, что супруг сошел с ума, и надеялась, что у него, натуры увлекающейся, «религиозный» период пройдет, но поняла, что это серьезно.

Он ходит в рестораны, но не в пост, избегает мест, где курят и шумят. Водит детей в театр. Читает святых отцов и книги по истории.
О президенте говорит восхищенно: «Я поддерживаю Путина двумя руками! Вижу в нем родственную душу!»

Перед трудным делом Василий Загородний нередко предлагает компаньонам-нестароверам вместе помолиться, вернее, постоять рядом на молитве. Компаньоны соглашаются.



Кодекс чести и «бизнес-ковчег»
Модель «идеального бизнеса» В. Загороднего можно охарактеризовать как синтез православия, демократии, патриархата и социализма.
В 1881 году в Петербурге вышла книга «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом» И. Е. Зегимеля.

Этический свод правил из 21 пункта стал настоящим кредо для Василия Загороднего. Кодекс пестует деловые и личностные качества, перечислять которые слишком долго.

Василий Александрович не нашелся с ответом о кумире в бизнесе, однако портрет купца и мецената Федула Григорьевича Громова в его кабинете многое объясняет.

Загородний считает его не просто «сильным человеком», но и продолжает его дело как благотворителя. Он директор благотворительной организации, которая занимается восстановлением исторических захоронений Громовского старообрядческого кладбища и храма при нем.


Кустодиев Б. М. Купец (Старик с деньгами) 1918. Холст, экспонат Музея-квартиры И. И. Бродского
На вопрос, каким он видит свой бизнес, Василий Загородний ответил развернуто.

Описанную модель «идеального бизнеса» можно охарактеризовать как синтез православия, демократии, патриархата и социализма.

Получается некий «ковчег мечты», во главе которого – руководитель, наблюдающий за подчиненными, аки пастырь за стадом.
Меня спрашивали бизнесмены, финансисты, налоговики, какой смысл в моей работе.

Большая деятельность, обороты, люди, структура, филиалы, ассортимент, а чистой прибыли меньше, чем если бы эти деньги разместить просто под проценты. В чем прикол?

Я давно понял, «Биостар» – это работа, школа, училище, деловая игра, конструктор «Лего», клуб по интересам, профсоюз, собес и т. д. Но только хозрасчетный!

И еще он должен обязательно развиваться, для того чтобы больше людей смогли найти себя, работу, успокоиться, освободиться от страхов, укрепить семью, родить детей, поработать на общую пользу, поучиться сотрудничеству и коллективному подходу.

У нас все работают. И каждый приносит в общий котел посильный вклад.
Моя задача – следить, чтобы были мир и равновесие, не возникало паники или драки. Чтобы никто не увлекся и не забыл, что происходит. Не начал «ходить на работу» без творчества и интереса или не начал перетягивать на себя одеяло. Не вздумал обижать и притеснять слабых. Не подумал, что именно от него все зависит. Не помыслил, что он работает больше других, а другие ему мешают. Не потребовал неправильных зарплат. Не впал в уныние.
Василий Загородний.
В коллективе каждый человек и тем более каждый руководитель периодически может думать, что именно от него все зависит, именно он всех кормит.

Главное – отношение ко всему на работе «как к своему». Это их общий дом. У нас каждый человек учится и учит. Учится созиданию, учится объединяться для общей работы, учится просто работать, слышать друг друга, помогать, как сделать что-то, так и не сделать неправильно.

Некоторые люди показывают и как нельзя поступать. И это тоже необходимо.

«Биостар» не кормушка. Это система в равновесии. Нарушить ее легко, и такое бывало, но мы каялись, исправлялись – и Бог прощал.
Если кто-то духовно заболеет и начнет думать неправильно, я сначала сам буду долго с ним разговаривать, если человек поймет и исправится и станет в строй, хорошо. Если нет – поговорим вдвоем-втроем.

И тогда, возможно, хватит аргументов, если нет – общий совет решит, что делать. Будем биться за каждого.

Людей от знакомых переманиваем только по согласованию с прежним работодателем.
Традиционалист Григорий
Григорий Лукашин, старовер-беспоповец.

Он строг и серьезен, считает себя правдорубом и консерватором.
О последнем красноречиво говорит патриархальная борода, которая прибавляет и лет, и солидности, хотя Григорию Лукашину всего 31 год.

Он часто слышит докучливые комментарии по поводу своей бороды «не модного фасона». Тем не менее Григорий планирует и в обычной жизни носить косоворотку (староверы ее надевают на богослужение, как и кафтан). Почему? Привлекает путь к истокам и историческая справедливость.

Мой собеседник - прихожанин Древлеправославной поморской церкви, по-простому – старовер-беспоповец.


Григорий родился в Ленинграде, окончил Санкт-Петербургский институт аэрокосмического приборостроения, но по специальности работать не стал. Когда отец отошел от бизнеса, начатого в 1990-х годах, они с братом Алексеем продолжили его дело, по сути – семейный подряд, став в 2009 году соучредителями фирмы «Традиции и технологии» по изготовлению дверной и оконной фурнитуры.

Старший брат – генеральный директор. Григорий – его заместитель.

– Наша продукция в Кремле, Эрмитаже, Адмиралтействе, Александро-Невской лавре. Много где...

Мы занимаемся изобретением новой продукции, реставрацией и изготовлением по эскизам заказчика,
– рассказывает Григорий, пока мы идем от проходной до мастерской.
Тут, на территории бывшей ткацкой фабрики у Московских ворот, – и производство, и офис.

Работает Лукашин день дома, день – в мастерской с полудня до одиннадцати вечера. Мечтает выйти на зарубежный рынок. Штат плавающий – от пяти до пятнадцати человек.

Сам Григорий может заменить рабочих на любом этапе производства. Как подойти к станку, знает.

Супруга Александра – потомственная староверка, она и привела Григория к староверию. Сейчас она в декрете – воспитывает двоих детей, ведет хозяйство.

Григорий был крещен в новообрядческой церкви, но не воцерковлен, о старой вере ничего не знал, от Бога был далек, но, как говорит, душа искала успокоения.
– Что же нашли? – спрашиваю.

– Историческую справедливость, традиции и понимание того, что это мое. Для многих моих компаньонов главное – деньги. Людям нет дела до чужого вероисповедания, «лишь бы опустить по деньгам и побольше получить»…

У староверов-бизнесменов есть целеустремленность, и главное – не деньги, а созидание.

В бизнесе нужна честность, а еще умение забыть о своем кармане и думать об общем благе.

Старовер хочет мир сделать лучше, чище. У меня на первом месте семья. У нас с супругой хозяйство в Ленобласти – 50 кур, 30 соток, огород.

Хочу большую семью, хочу оставить после себя след, сделать что-то на благо всех.

Бизнес – способ достижения целей во благо семьи. Недавно строители баню сделали. Ужасно, как и все, что делают не для себя. Я все предпочитаю делать сам: сарай, курятник, теплицу, а в будущем построить дом!

– Но вы ведь фурнитуру не для себя делаете. Получается, вы изготавливаете плохой товар?

– Я говорю о подавляющем большинстве, к которому не отношусь, – уточняет Григорий. – Я вкладываю в каждое изделие душу.

И от своих сотрудников того же требую. Иначе – стыдно! Честно вести бизнес и выдерживать конкуренцию сложно: балансируем на грани.

Я такой… самородок. Производство меняем, удешевляем технологический процесс, не меняя качество.

Для своих подчиненных я честный работодатель. Не принимаю вранья.


Лукашин говорит, что сотрудники нередко пытаются манипулировать добродушным начальником, зная, что семья для него не пустой звук.

Предложения партнеров и заказчиков сходить в сауну старовера-бизнесмена определенно не греют, как и подобные попытки сближения.

Благотворительностью фирма Лукашиных пока не занимается – это богоугодное дело не по средствам.

Телевизора у Лукашиных нет, ведь даже в советских фильмах можно усмотреть рекламу курения и алкоголя, что грешно. Потому, что смотреть – это еще вопрос.

Несколько лет в семье вообще не пьют алкоголь. В театре Григорий не был с детства, в кино с женой бывает редко.
Старообрядцы привыкли действовать самостоятельно, не ждать помощи от властей.

Потому от политики большинство потомственных староверов держатся в стороне и, в отличие от неофитов, нередко критикуют существующую власть.
Мне по нраву абсолютная монархия. Чтобы был порядок, как в период царствования Ивана Грозного и всех Рюриковичей. Династию Романовых отношу к предателям веры и Отечества. А сегодня меня устраивает Путин.
Григорий Лукашин.
Бизнес с бородой

– Современный «староверческий» бизнес разительно отличается от того, который существовал в XIX - начале XX века
,
-

размышляет Владимир Шамарин, наставник Санкт-Петербургской Поморской общины.


(Наставник – духовное лицо в общине беспоповцев, духовно опытный старший брат. Наставники избираются приходом и руководят общиной, совершают таинства, ведут службы. – Прим. Авт.)












Фото: Алексей Лощилов

– Тогда бизнесу реально способствовала единая конфессиональная принадлежность. На этом фоне формировались межрегиональные снабженческо-сбытовые связи. Сейчас этого нет и в помине.

Бизнес-связи не имеют конфессиональной окраски.У одного нашего прихожанина была идея объединить всех староверов – предпринимателей России, чтобы была организация по подобию существующей в Латвии Гильдии староверов-предпринимателей.

Никто из российских бизнесменов-староверов эту идею не поддержал. Бизнес-отношения и вероисповедание не стоит смешивать.

Кстати, вышеупомянутая гильдия напоминает ссудно-сберегательные кооперативы, распространенные в Латвии в 1930-е годы. Фактически мини-банк для своих с низкой процентной ставкой.

Не стоит воспринимать староверов как гомогенную группу радетелей истинной веры, уверенных в собственной избранности. Но, безусловно, у них есть общие черты, независимо от возраста, характера и согласия.

Для старообрядцев неправедное богатство – зло. Но благословен тот, кто наживает добро и кормит других, оставаясь честным и умеренным в быту. Подобное ветхозаветное отношение к собственности сохранилось у старообрядцев и сегодня.

Основная задача – блюсти чистоту веры и сохранить церковную общину до второго Христова пришествия.
Фото из личного архива Алексея Безгодова; снимок сделан в столярной мастерской при Новгородской поморской общине.
Предприниматели-староверы не хотят быть на виду. Учитывая популярность «титульной веры» в нашей стране, это понятно.

Новгородец-книгоиздатель Алексей Безгодов говорит:

«Много староверов в среднем и мелком бизнесе. Есть и свои бизнес-союзы, и неформальные объединения на уровне личного партнерства.

Чаще всего староверы занимаются лесопромышленностью, строительством, пчеловодством, среди мелких предпринимателей много кустарей и фермеров. Существует кредитование «для своих».

Оно, как правило, беспроцентное и под честное слово, причем даже между представителями разных согласий. Кредитуют как частные лица, так и общины».


Сам Безгодов пользуется такими кредитами и давал в долг. Бывают случаи, когда через какое-то время долги прощаются. Хотя суммы, как правило, не больше нескольких сотен тысяч рублей. Такого, чтоб не отдавали долги, обычно не бывает.

Если же подобное произойдет, долг либо прощают, либо человеку больше не будут доверять. В зависимости от ситуации. Обращаться в суд считается нехристианским делом, тем более против своих.

«Русский хозяин» в Петербурге
Справочная информация о староверах Северной столицы.
С основания Петербурга на Охте и в Рыбацком селилось много старообрядцев в качестве ремесленников и мастеровых. Как правило, трех согласий: федосеевцы, поморцы и поповцы.

Купцы-старообрядцы Петербурга занимались в первую очередь торговлей. Они играли заметную роль в Апраксином и Гостином дворах и на рынках. В конце XIX века старообрядческое купечество Петербурга в основном было задействовано в торговле мануфактурными товарами, готовым платьем и продовольствием (мясо, рыба, колониальные товары), чему в немалой степени способствовали внутриконфессиональные связи с другими регионами России.

По подсчетам исследователя Данилы Раскова, с 1 ноября 1882-го по 1 февраля 1893 года доля старообрядцев от общего числа купцов города была достаточно устойчивой и составляла всего 1,2%.
Фото: Мария Цыганкова
В XIX веке Петербург – центр чиновничества, здесь много иностранцев. Капиталы у староверов были, однако они не спешили покорять северную столицу.

Главная причина неактивности староверов в экономической жизни Петербурга в том, что он не слишком старообрядческий город, как и не слишком православный и русский - искусственный, иностранный, «ближе к Антихристу», чем другие русские города.

Потому для Петербурга, в отличие от Москвы, Нижнего Новгорода или городов Русского Севера, старообрядческое предпринимательство не было характерно.

В предпринимательской иерархии вплоть до Октябрьской революции более всего уважалось занятие промышленностью (фабриканты и заводчики стояли на первом месте), за ними шли купцы. Замыкали иерархию лица, занимавшиеся коммерческим учетом.

Даже если они не были ростовщиками либо давали ссуды под самые низкие проценты, относились к ним пренебрежительно как к «процентщикам». Впрочем, в конце XIX века старообрядцы участвуют в основании банков в Москве, поэтому нельзя сказать, что никто из староверов никогда не давал в рост.

Это тонкий момент: всегда были и будут «ревнители веры», которые напоминают о том, что ростовщичество не по-христиански. Будут и те, кто мыслит иначе.

Староверы всегда стремились быть истинно православными христианами, детально и буквально следовать действительной практике, сложившейся до реформ Никона.

Благодаря своему консерватизму смогли не только выжить и сохранить веру и общину – они, несмотря на 300 лет гонений, экономически преуспели.

Преследования закрепили статус «гонимой группы» и помогли сформировать качества, которые и сейчас отличают старообрядцев: независимость в принятии решений, демократичность (община может выбирать наставника или утверждать священника), высокая грамотность, большая роль экономической сферы для выживания и развития.
– Старообрядческое предпринимательство оставило заметный след в истории Российской Империи.

Понятно и желание увидеть возрождение этого явления сегодня. Эти поиски после изучения истории привели меня в экспедиции в Молдавию, Бразилию, Аргентину, Боливию и Канаду к тем староверам, которые в меньшей степени были затронуты советской культурой и в большей степени сохранили общинную жизнь.

Старообрядчество – явление живое. Нередко слишком много внимания уделяется традиционным аспектам, но сами традиции надо творить заново, это постоянный творческий процесс.

Сегодняшние старообрядцы – наши современники, зачастую у них больше общего со всеми нами, чем с предками, которые ранее боролись за веру.

В XIX веке цельность общинной и семейно-клановой жизни было проще сохранить. Сегодня светское образование в школе, СМИ, советский опыт в организации культурной и общественной жизни влияют на людей не меньше, чем проповедь.

В каком-то смысле мы живем во время, когда даже модно быть предпринимателем с определенными религиозными убеждениями.
Празднование Пасхи в Свято-Троицком храме, 2014 год
Фото: Михаил Огнев
Думаю, подъем старообрядцев в экономике можно фиксировать начиная с реформ Екатерины II, которая фактически легализовала крестьянское предпринимательство.

Гонимые и записные раскольники получили статус старообрядцев. В это время появляются выгодные отрасли промышленности – прежде всего шерстяная и хлопчатобумажная.

Старообрядцы оказались более сплоченными и трудолюбивыми, конфессиональные связи стали более востребованы. Предприниматели-староверы гордились и гордятся тем, что способны подняться, даже если доходят до банкротства.

Этому помогали дисциплина, трудолюбие, умение разбираться в сложном, трезвость. Вместе с тем бизнесмены с очень высокими доходами часто покидали общину. Может ли этот опыт быть повторен?

Едва ли, разве что в гораздо меньшем масштабе. Современная экономика, для которой характерно «креативное разрушение», изменяется с большей скоростью, необходимо постоянное обновление, умение работать с более выгодными технологиями, партнерами.

До революции староверы все-таки имели сравнительные преимущества и на рынке труда, и в региональных связях, и в кредитных возможностях, могли сами страховать контракты.

Староверы по сути консерваторы, при этом новаторы. Сама консервативная логика революционна. Консерватизм состоит в том, что нужно выделить то, что нужно сохранить, своеобразное ядро. А для этого нужны интенсивные усилия.

Первые купцы-предприниматели бились не ради денег, а для спасения и развития общины, консервативного ядра. Но не стоит идеализировать староверов-предпринимателей, считая их экономический успех личной заслугой.

С конца XVIII века и большую часть XIX века ключевую роль играла именно община. Многие предприниматели были назначенными на управление общинной собственностью. Способного человека община назначала заниматься делом, помогала связями, капиталом. Первичный источник капитала – торговля и общинная касса.
Данила Расков, доцент кафедры экономической теории СПбГУ:

В то же время идеалы старообрядчества остаются традиционными. Обезличенный капиталистический порядок, свободный от этического регулирования, чужд духу старообрядчества. Богатство не становится самоцелью староверов.
Старообрядчество всегда подпитывалось энергией неофитов.

Михаил Яковлевич Рябушинский, основатель династии, принял веру жены.

Иван Алексеевич Ковылин – основатель Преображенского федосеевского кладбища в Москве – перешел в старую веру в сознательном возрасте. Все состояние завещал общине как последовательный безбрачник.

Фигура предпринимателя, купца, благотворителя стала особенно важной в старообрядчестве в эпоху Николая I, поскольку общины лишились возможности быть субъектами права, священники и наставники были под постоянной угрозой арестов.

В этих условиях дела общин как бы перешли к купцам, их посредническая роль в отношениях с властью еще более возросла.

История показывает важность правового и культурного контекстов. Именно в этом контексте надо рассматривать феномен современных предпринимателей из среды старообрядцев.
СПРАВКА

Староверы – традиционное самоназвание всех ревнителей церковной старины.

Название «старообрядцы» было введено в официальное употребление при Екатерине II вместо прежнего уничижительного термина «раскольники».

Старообрядцами и староверами называют себя и поповцы (у них есть священники), и беспоповцы. И те и другие верят в святую апостольскую Церковь, крестное знамение совершают двумя перстами. Но по мысли беспоповцев, истинное священство погибло, поэтому алтари в храмах не нужны.

Представители разных направлений (согласий) молятся только в своих храмах. Большое количество староверов среди русского купечества было не случайно. В царской России, если человек не принадлежал к государственной синодальной церкви, у него не было возможности получить чиновничий или офицерский чин. Было время, когда дети староверов считались незаконнорожденными, так как их родители не венчались в официальной церкви. Поэтому единственным способом самореализации для старообрядцев, не желавших предавать веру предков, было купечество.

В Санкт-Петербурге три общины поповцев Белокриницкой иерархии: Покровская, Лиговская, Громовская, и одна беспоповцев – Невская поморская старообрядческая община.

У всех направлений старообрядчества есть общины в других странах. Большинство староверов живут в городах. В Москве 8 старообрядческих храмов разных согласий. В Санкт-Петербурге – 5.

Самый большой процент старообрядцев в России – в Нижегородской области. Крупные общины существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Саратове и Нижнем Новгороде. Но точное количество подсчитать невозможно.