В XIX веке Петербург – центр чиновничества, здесь много иностранцев. Капиталы у староверов были, однако они не спешили покорять северную столицу.
Главная причина неактивности староверов в экономической жизни Петербурга в том, что он не слишком старообрядческий город, как и не слишком православный и русский - искусственный, иностранный, «ближе к Антихристу», чем другие русские города.
Потому для Петербурга, в отличие от Москвы, Нижнего Новгорода или городов Русского Севера, старообрядческое предпринимательство не было характерно.
В предпринимательской иерархии вплоть до Октябрьской революции более всего уважалось занятие промышленностью (фабриканты и заводчики стояли на первом месте), за ними шли купцы. Замыкали иерархию лица, занимавшиеся коммерческим учетом.
Даже если они не были ростовщиками либо давали ссуды под самые низкие проценты, относились к ним пренебрежительно как к «процентщикам». Впрочем, в конце XIX века старообрядцы участвуют в основании банков в Москве, поэтому нельзя сказать, что никто из староверов никогда не давал в рост.
Это тонкий момент: всегда были и будут «ревнители веры», которые напоминают о том, что ростовщичество не по-христиански. Будут и те, кто мыслит иначе.
Староверы всегда стремились быть истинно православными христианами, детально и буквально следовать действительной практике, сложившейся до реформ Никона.
Благодаря своему консерватизму смогли не только выжить и сохранить веру и общину – они, несмотря на 300 лет гонений, экономически преуспели.
Преследования закрепили статус «гонимой группы» и помогли сформировать качества, которые и сейчас отличают старообрядцев: независимость в принятии решений, демократичность (община может выбирать наставника или утверждать священника), высокая грамотность, большая роль экономической сферы для выживания и развития.