15
СПОСОБОВ ЗАСВЕТИТЬСЯ
НА ЗСД
«Фонтанка» проводит первый велопробег по ЗСД. Как украсить свой велосипед, чтобы быть в тренде и засветиться по полной, — рассказываем в нашем лонгриде. Самые яркие байки получат спецприз.
Самый простой и дешевый способ украсить свой велосипед — светодиодный или LED-ниппель (от 50 руб.) или колпачок на него (от 100—350 руб.) и крепящиеся на спицы фонарики (они же «маркеры», 150—500 руб.). Все эти элементы можно найти в любом веломагазине и легко установить самим. Работают от нескольких батареек (размера «таблетка») и отличаются количеством светодиодов — самые простые до пяти, фонарики могут иметь и большее количество. При движении колеса превращаются в красивые цветные круги, сложность и рисунок которых можно настраивать, используя различные (например, однотонные и мигающие) диоды, а также комбинируя светодиоды на спицах и светящиеся ниппели. Дешево и эффектно.
1. ПРОСТО
Другой простой и эффектный способ — гирлянды. Стоимость от 150 рублей за трехметровую до пары тысяч за 10—15 метров. Купить можно не только в отделах с праздничной атрибутикой, но и в строительных и даже садовых супермаркетах, а уж в интернет-магазинах — шикарный выбор.

Ключевой критерий для выбора — источник питания. Нам нужна гирлянда на батарейках — как правило, это три «пальчиковых», спрятанные в небольшую коробочку. Можно выбрать гирлянду и на солнечной энергии, но панель будет чуть сложнее пристроить. Сами диоды могут выглядеть как капелька света на проволоке, звездочки, цветы, маленькие лампочки (из пластика) и т. д. Такими гирляндами можно и руль обмотать (закрепить скотчем, проволокой или хомутами), и на крыло приклеить (понадобится скотч, но не забудьте хорошенько очистить поверхность от пыли), и на себя намотать (к одежде можно пришивать или прикалывать булавками, а коробочку с батарейками спрятать в карман). Если будете крепить светодиодную нить на обод колеса или спицы, блок питания лучше крепить поближе к втулке (крепление лучше проверить тест-драйвом). И не забудьте обеспечить батарейки защитой от влаги — в Петербурге живем как-никак.
Тем, кто не желает довольствоваться малым и хочет засветиться по полной, предлагаем обратить свой взор на многоцветные системы светодиодов, которые крепятся на спицы. Модули попроще вам обойдутся в 500—1000 руб., а за 2—5 тысяч руб. можно приобрести крепящийся на спицы многоцветный модуль, проецирующий несколько десятков различных рисунков на выбор, — восхищенные взгляды и вздохи обеспечены.
2. МОДНО
Еще один способ (причем недорогой и простой) выделиться и при этом блеснуть своей оригинальностью — светящиеся гибкие палочки-браслеты (на самом деле они просто палочки, но легко сворачиваются в браслеты, их длина 15—20 см). Как правило, палочки продаются пачкой по 50 штук, а цена в пределах 300—400 руб. за пачку. Они не имеют батареек и светятся за счет химической реакции, и потому — одноразовые. Чтобы они засветились на 10—12 часов, их надо согнуть и потрясти. Палочки можно не только носить как браслеты и прикреплять на велосипед, но и пришивать на одежду, составляя фигуры и рисунки (единственный недостаток, кроме необходимости проявить фантазию, — придется немного повозиться с их «включением», может понадобиться помощь друга). Но зато вы будете оригинальны и неповторимы.
Cветодиодные ленты — способ для тех, кто не боится повозиться. Купить саму ленту не проблема (обычно она продается бобинами по пять метров (от 200 руб. за кусок) или метражом (от 60 руб. за метр), но придется придумать, чем ее «запитать», и затем воплотить вашу задумку в реальность с помощью паяльника. Есть еще вариант с неоновой подсветкой, но говорят, что это слишком гламурно, скучно и — прошлый век. Да и батарейки жрет с еще большим аппетитом, чем светодиодная лента. Словом, это вариант для продвинутых и увлеченных.

Кстати, о гламурности. Светящиеся маски, очки и различные украшения (цена на все от 150 руб.) отлично зайдут в качестве ярких аксессуаров. А еще есть светящийся в темноте лак для ногтей (200—600 руб.) и макияж для лица (флуоресцентная краска для бодиарта от 350 руб.).

Ну и на таком велопараде никак не обойтись без светящейся одежды — можно выбрать что-то готовое с рисунком или подсветкой (в магазинах можно найти на любой вкус и кошелек — футболки, платья, кроссовки, шляпы, галстуки и т. д.), а можно сделать самим (об этом чуть ниже).
Если вы хотите сразить всех не столько яркостью, сколько красотой и изящностью, то предлагаем обратить внимание на велоаксессуары, модные среди инстаграмеров и прочих блогеров, считающих, что велосипед — это не только удобно, но и красиво. Это, прежде всего, плетеные корзины (цена 1—3 тысячи руб.) — их можно использовать в качестве как переднего багажника (это будут классического вида корзины с крышкой или без, а также корзины для животных), так и заднего (такие корзины похожи скорее на плоскую коробку, тоже могут быть с крышкой или без). Еще один вариант — небольшие винтажного вида чемоданы и деревянные ящички на задний багажник — это тоже красиво и в тренде.
3. КРАСИВО
Прекрасным дополнением к корзинкам станут цветы — живые или искусственные, букет или цветочная гирлянда. Цены на искусственные цветы стартуют от 100—150 руб., делают их сейчас практически неотличимыми от настоящих. Учитывая, что велопарад будет проводиться в вечернее время, можно подсветить букет теми же светодиодами, должно получиться красиво и необычно.

Ощущение праздника можно усилить с помощью цветных лент, прикрепленных на руль, и воздушных шариков (их лучше крепить сзади, держа на коротком поводке, и быть готовым к громким хлопкам).
Если вам хочется приложить больше собственных созидательных усилий, то предлагаем несколько путей выхода творческой энергии. Самый простой — использовать цветную ленту, скотч (от 55 руб., искать в канцелярских магазинах, и да, они тоже бывают светящиеся) или изоленту (около 20 руб.) — с помощью ножниц и ловкости рук можно сделать свой байк, например, полосатым. Заодно можно упомянуть готовые светящиеся наклейки (любые изображения на вкус: от сердечек и бабочек до скелетов и жуков), которыми хорошо украшать и байк, и свой наряд. Можно сделать такие наклейки и самому: раздобыть светящую бумагу для принтера (она есть и самоклеящаяся, 50 листов формата А4 около 300 руб., формат А6 — около 80 руб.), а дальше — дело техники.
4. КРЕАТИВНО
Участвуй в первом массовом вечернем велопробеге по ЗСД!
ФЕСТИВАЛЬ "ЗАСВЕТИ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР"
ИЮНЬ 2018
Те, кто считает, что самый правильный светящийся наряд — спецжилет и шлем, тоже могут поиграть. Во-первых, жилеты и другая спецодежда бывают разных цветов, полностью светящиеся или со светоотражательными элементами. Никто не мешает с помощью некоторых из вышеперечисленных средств (краски, наклейки и т. д.) сделать свою профессиональную одежду индивидуальной, праздничной и запоминающейся. Во-вторых, велосипедные шлемы и профкаски (в частности, каски строителей) тоже можно сделать модными и нескучными — украсив, например, теми же светящимися наклейками или рисунками, раскрасив флуоресцентными красками — самые умелые и творческие могут ориентироваться на шлемы бобслеистов и саночников. Можно дополнить шлем лавровым венком (из гирлянды и искусственных цветов) или терновым венцом, короной или сияющей диадемой (из все тех же гирлянд плюс проволока). А уж каска нефтяника с фонариком просто создана для ночного велопарада.
4. БЕЗОПАСНОСТЬ
Стремление сделать свой велосипед более красивым, наверное, присуще больше прекрасной половине человечества. Здесь особых изменений не наблюдается: корзинки, цветы, ленты —лучшие друзья девушек во все времена. Что касается более полезных и внегендерных украшательств, то тут долго лидерство сохраняли катафоты. Впрочем, это не столько про красоту, сколько про безопасность. Сейчас катафоты уступили первенство более ярким диодам, но совсем со сцены они не уйдут — у них есть большое преимущество: им не нужны батарейки, только свет для отражения.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ УКРАШЕНИЙ ВЕЛОСИПЕДОВ
А вот те, кто пережил развал СССР в сознательном возрасте, помимо цветной автомобильной краски, наклеек и весьма ценных в то время катафотов должны помнить еще один способ ручного тюнинга своего двухколесного друга: проволоку в цветной изоляции. Ею оплетали спицы, составляя различные рисунки и практически мандалы — сейчас похожие штуки, только из ниток, ввели в моду финские мастерицы. Да и сложные светодиодные модули создают что-то похожее. Словом, ничто не ново под луной.

Но главная современная тенденция в украшении велосипедов — сама красота украшаемого объекта. Здесь и снова ставшие модными простые городские велосипеды, которым так идут все эти плетеные корзинки с цветами и винтажного вида седельные сумки, и новые технологии, создающие невообразимо красивые велоформы.

Впрочем, есть как минимум один инновационный, еще не ставший популярным способ сделать обычный велосипед ультрасовременным: покраска флуоресцентной жидкой резиной, которая накапливает солнечный свет и излучает его в тёмное время суток.
В конце XIX века популярность велосипедов поспособствовала улучшению дорог. В начале XX века хорошие дороги, в свою очередь, ускорили рост автодвижения. Многие фирмы, занимавшиеся производством велосипедов, выросли в автомобильные гиганты. Массовое пересаживание населения на автомобили привело к упадку велодвижения в 40-е годы XX века. Спустя два десятилетия, в конце 1960-х годов, осознание важности экологии и забота о своем здоровье вернули велосипедам популярность. Теперь же многие автомобильные бренды выпускают свои велосипеды. Все движется.
ЭВОЛЮЦИЯ ВЕЛОСИПЕДА
Достоверная история велосипеда начинается в 1817 году с «дрезины» барона Карла фон Дреза из Карлсруэ. Это был двухколёсный самокат с рулём и деревянной рамой. Изобретение получило популярность в Великобритании, где получило название «денди-хорз».

В 1839—1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан в деревушке в Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив седло и педали, крутившие заднее колесо, — велосипед приобрел знакомый вид. Но изобретение осталось малозаметным.

В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из французского Нанси, оснастил «денди-хорз» педалями на переднем колесе. В 1864 году в Лионе промышленники братья Оливье с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями и металлической рамой.

В ноябре 1866 года Лалман запатентовал своё изобретение в Америке. Что фактические сделало Лалмана изобретателем велосипеда.

С 70-х годов XIX века популярность приобрели «пенни-фартинги», получившие название из-за разницы в размере колес — аналогично пенни и фартингу.

В 1884 году английский изобретатель Джон Кемп Старли создал велосипед Rover («Скиталец»). Знакомая нам конструкция — цепная передача на заднее колесо, одинаковые по размеру колёса и сиденье между ними — дала велосипедам название Safety (безопасный). В России они получили название «бисиклеты» («бициклеты» — от фр. bicyclette).

1890 год. Сразу несколько фирм начали производство велосипедов с рамами знакомой нам цельной формы — велосипед окончательно приобрел современный вид, и в дальнейшем усовершенствовались лишь его механизмы и части.

1890-е годы стали «золотым веком» велосипедов — этому способствовало облегчение ухода за ним (вместо ржавеющих стальных появились алюминиевые велосипеды), а также изобретение шотландцем Данлопом в 1888 году надувных шин из каучука. Езда перестает зависеть от хороших дорог и становится комфортной. В женскую моду входят шаровары для езды на велосипеде.

В 1898 году в обиход вошли педальные тормоза, а появившиеся ручные не сразу нашли широкое применение. Также был изобретен механизм свободного хода, благодаря чему велосипед мог катиться сам, без вращения педалей.
В 1950 году известный итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло изобрел переключатель скоростей — такой, к какому мы привыкли. (Планетарный механизм переключения передач изобретён в 1903 г.).

В 1960-е годы различные фирмы стали выпускать велосипеды с небольшими колесами, складными рамами, тандемы и трехколесные велосипеды.

В 1974—1975 годах началось массовое производство велосипедов из титана и углепластика.

В конце ХХ века в США появились гоночные и горные велосипеды.

Но и в наше время велосипед продолжают дорабатывать сразу в нескольких направлениях.
Одно из главных — попытки сделать максимально компактный и легкий складной велосипед. Тут непоколебимы позиции английских Strida и Brompton. Последний удивил своих поклонников электрическим складным велосипедом Brompton Electric.
Но гигантов пытаются потеснить и новые игроки, собирающие деньги на свои прорывные проекты на разных краудфандинговых платформах, — например, канадцы Helix, анонсировавшие самый легкий и компактный «титановый» велосипед Helix.
Второе популярное направление — всевозможные электровелосипеды. И тут встречаются совсем причудливые экземпляры. Например, некий продолжатель дела Вильяма Мориссона, построившего в конце XIX-го века электрическую карету (фактически — первый электрокар), разрабатывает грузовой электрический велосипед.
Несколько разработчиков в разных странах работают над увеличением дальности пробега электровелосипедов. Основная идея — использование, как и в автомобилях, водородных топливных элементов. К примеру, немцы из Liddle group уверены, что их велосипед сможет проехать 65 километров.
А разработчики из ezbike придумывают даже не столько велосипед, сколько более эффективный способ использования уже имеющихся — новую систему «велошеринга». Нет, новый велосипед, оснащенный GPS и Bluetooth, они тоже придумали, но главное — они пытаются избавиться от проблемы работающих сейчас по всему миру городских велопрокатов. Их система не будет ограничена конкретными точками и местами для парковки — велосипед можно будет оставить и взять где угодно, так как он постоянно на связи с приложением.
Материал публикуется в партнерстве с компанией «Газпром Нефть»
Автор текста: Наталья Гончарова
Редактор: Галина Леонтьева
Корректор: Елена Иванова
Верстка/дизайн: Ксения Горшкова
Координатор проекта: Елена Таранущенко

Иллюстрации: Ксения Горшкова
Фотографии: unsplash.com
Достоверная история велосипеда начинается в 1817 году с «дрезины» барона Карла фон Дреза из Карлсруэ. Это был двухколёсный самокат с рулём и деревянной рамой. Изобретение получило популярность в Великобритании, где получило название «денди-хорз».
В 1839—1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан в деревушке в Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив седло и педали, крутившие заднее колесо, — велосипед приобрел знакомый вид. Но изобретение осталось малозаметным.
В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из французского Нанси, оснастил «денди-хорз» педалями на переднем колесе. В 1864 году в Лионе промышленники братья Оливье с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями и металлической рамой.
С 70-х годов XIX века популярность приобрели «пенни-фартинги», получившие название из-за
разницы в размере колес — аналогично пенни и фартингу.
В 1884 году английский изобретатель Джон Кемп Старли создал велосипед Rover («Скиталец»). Знакомая нам конструкция — цепная передача на заднее колесо, одинаковые по размеру колёса и сиденье между ними — дала велосипедам название Safety (безопасный). В России они получили название «бисиклеты» («бициклеты» — от фр. bicyclette).
1890 год. Сразу несколько фирм начали производство велосипедов с рамами знакомой нам цельной формы — велосипед окончательно приобрел современный вид, и в дальнейшем усовершенствовались лишь его механизмы и части.
Современные же велосипеды могут иметь самую необычную форму.