ОБЫКНОВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ

"Фонтанка.ру"
Единственная в своем роде коллекция артефактов времен Великой Отечественной войны — неважно, раритетный ли это автомобиль, коллекционное оружие или простая армейская кружка — лишь декорация. Фон для понимания масштаба главного экспоната этого частного музея — его создателя и владельца Анатолия Бернштейна.

Что это: выгодный бизнес, дорогие игрушки взрослого мальчика, фанатизм коллекционера, личные счеты с "той войной", патриотизм, как он есть... «Фонтанка» попыталась понять.
Анатолий Бернштейн
юрист, частный коллекционер
Вещи Анатолий Бернштейн меряет прилагательными «настоящий», «правильный», «рабочий».
Всё в его коллекции аутентичное, всё на ходу. К себе и другим — тот же подход. Экскурсию ведет лично, по пути внося коррективы в свой плотный бизнес-график. Параллельно руководит подготовкой экспозиции к Дню Победы.

Остановки только у «такого больше нет ни у кого в мире», «это единственный сохранившийся образец». Пять с половиной часов с тактичным: «не устали?», сожалея: «не все успел показать». Появись сейчас новый слушатель, нет сомнений, повторит еще раз.
В прокате «Ленрезерв»

Десять тысяч квадратных метров бывшего цеха ЗАО «Автомобильного завода «ЯРОВИТ МОТОРС» на Феодосийской 4., стали базой «Ленрезерва». Здесь выставлены более сотни образцов раритетной военной и гражданской техники, причем на ходу, уникальная коллекция оружия, амуниции, документов и знамен.
Сразу несколько экспозиций, посвященных жизни нашей страны в годы Второй Мировой на фронте и в тылу. По соседству — реставрационные мастерские, покрасочные боксы. То есть производство за кулисами. Всего много, всё настоящее. К слову, с 6 по 9 мая сюда будут пускать всех желающих, бесплатно. И это надо видеть.

Что покажет «Ленрезерв» в День Победы
(с) "Фонтанка.ру"
Мимо нас шумно проходят курсанты школы МВД, запинаясь о декорации. Их ведут в подсобку, где хранится милицейская форма образца 40-х. Обеспечивать порядок на экспозиции они будут, фактически став ее частью.

«Баннер! По баннеру не ходите», - волнуется Бернштейн.

Баннер — важен. И для выставки, и для Анатолия. Расскажет об этом много позже, практически в самом конце разговора.

Коллекционер не любит «о личном». Несколько раз настойчиво просит снимать не его, а экспонаты. На «автобиографичные» вопросы отвечает историями про вещи.
Вначале была макулатура

Толе десять. В школе сбор макулатуры. Пионер Бернштейн на приемке.
Попадались редчайшие вещи. И, что греха таить, самые ценные книги я оставлял себе, — рассказывает Бернштейн о своей первой коллекции.
— А как в десять лет можно понять, какие книги — самые ценные?
Улыбается, смотрит на носки своих ботинок из крокодиловой кожи:
— Я рано начал читать. К тому же, там были прижизненные биографии Ленина и Сталина. Ценность можно было определить по году выпуска.
ПЕРВЫЙ ГАЗ
После школы — армия. Вернулся. Начал зарабатывать. Купил свой первый исторический автомобиль ГАЗ-67.

На этой машине на 9 Мая катали ветеранов. Тогда впервые увидел, как меняются глаза людей, встретивших такой автомобиль на ходу.

Пришло понимание — если есть ГАЗ-67, надо показать и настоящий ППШ, и пулемет Дегтярева.
Анатолий Бернштейн:

15-20 лет назад мало кто знал, как выглядит М-72. Сегодняшняя молодежь знает всё. Вы удивитесь, в основном по компьютерным играм. Разработчики рисуют свои артефакты на основе настоящего оружия и техники. Сам я в игры не играю, даже ради того, чтобы посмотреть, всё ли они там изобразили правильно. Нет стремления кого-то критиковать.
Впрочем, дает понять: не многие сегодня смогут отличить «полуторку» 1932 года от «полуторки» образца 1938-го. А в коллекции «Ленрезерва» — оба варианта.
Справка: «Ленрезерв»
«Ленрезерв» - патриотическое объединение, в основе которого — самая большая в мире частная коллекция автомобилей, военной техники и материального наследия Великой Отечественной войны. В 2015 году 27 января ко Дню полного освобождения Ленинграда от блокады на Дворцовой площади «Ленрезерв» установил палатки с экспозициями, посвященными блокаде, и линейку техники, которая поставлялась Красной армии по ленд-лизу. В марте 2015 года автомобили «Ленрезерва» участвовали в открытии военно-исторической панорамы «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев». 9 мая 70 исторических автомобилей провезли ветеранов Великой Отечественной войны по Невскому проспекту, а на Заячьем острове до 11 мая работала организованная «Ленрезервом» выставка военной техники, знамен и боевых укреплений. Цель патриотического объединения - собрать максимально полную коллекцию военной техники и материального наследия фронтовой жизни и тыла. «Ленрезерв» ищет, выкупает и часто возвращает в Россию и восстанавливает артефакты Великой Отечественной войны, многие из которых уникальны. Деятельность «Ленрезерва» целиком финансируется за счет средств владельца коллекции, Анатолия Бернштейна.
Себя Анатолий Бернштейн не считает уникальным специалистом. По его словам, и реставраторов, и коллекционеров достаточно в Москве и в Петербурге.
Анатолий Бернштейн:

Это конкурентный мир. Те, кто имеет к нему отношение, стремятся монетизировать свои знания. Оригинальных запчастей сохранилось не так много. Но часто продают даже не их. Опытный поисковик может потребовать 1,5 млн рублей только за то, что он укажет место, где искать или копать. Это серьезный бизнес.
Байки о том, что где-то в Ленобласти на складах Минобороны можно найти забытые запасы оружия и формы 40-х годов, — миф. Сейчас люди Бернштейна выкупают последние остатки аутентичной формы со складов в Белоруссии.
Оружейные палаты
В коллекции «Ленрезерва» сотни единиц огнестрельного и холодного оружия.
Российское, немецкое, финское, чешское. Всё деактивировано. Формально это макеты, но с историей. Например, один из трофейных пулеметов в Петербург привезли из Венесуэлы. Финский автомат из пробной партии, выпущенный всего в 500 экземплярах, стоит как навороченный «Мерседес».

На стендах вековые «трехлинейки» и «берданки», знакомые по голливудским фильмам «винчестеры» и «ремингтоны», некоторые собраны в США еще по царскому заказу.

Этот потертый ППД-40 (пистолет-пулемет Дегтярева) особо дорог коллекционеру.

Оружие нашли при раскопках на Синявинских высотах в руках безымянного капитана Красной армии.

Несмотря на все старания, личность офицера пока не установлена.

Еще одну загадку «Ленрезерву» подкинули поставщики пулеметов «Максим».

При чистке на одном из них обнаружили дарственную надпись: «Лучшему пулеметному расчету в день 25-летия РККА от комсомольцев Нского завода».

Выходит, что в сорок третьем наградной «Максим» должен был отправиться на фронт, но по какой-то причине его забыли на складе на 70 лет.
По части холодного оружия запасники «Ленрезерва» сравнимы с коллекцией любого государственного музея.

Среди экспонатов есть и оригинальная маршальская шашка с Парада Победы, и антикварные французские штыки. Примечательно, что последние нашли в немецком блиндаже под Павловском.

По версии историков, один из оккупантов мог захватить раритет во Франции, да был убит на подступах к Ленинграду.

Сколько тут всего хранится, Бернштейн не считал. Коллекция постоянно растет.
Резервы «Ленрезерва»
Анатолий Бернштейн не может назвать и точное число техники, что есть в его коллекции.
Анатолий Бернштейн:

Сколько у меня машин? Их нельзя посчитать. Только сейчас в реставрации стоит 5 автомобилей. Недавно купил один, увидев только фотографии. Когда машину привезли, оказалось, что внутри всё «новодел». Ценности — ноль. Теперь мы с ней расстаемся.
Дело здесь, похоже, не «в похвалиться». А мог бы. Другого такого собрания артефактов Великой Отечественной войны — ни частного, ни государственного — просто не существует.

Формируя коллекцию, нередко Бернштейн пренебрегает ценой. Важен контекст, история предмета.
«Мы можем позволить себе ни на чем не экономить. Например, вершина любой автомобильной коллекции — ЗИС-101. Сейчас он проходит реставрацию в наших цехах».
Справка: ЗИС-101— советский семиместный представительский автомобиль с кузовом «лимузин», выпускавшийся на Заводе им. Сталина (Москва) в 1936 - 1941 годах. За всё время производства было выпущено 8 752 автомобиля.
Об элитном, заново собранном по частям автомобиле Бернштейн рассказывает подробно, но без эмоций.

Простую солдатскую кружку, найденную поисковиками на Синявинских высотах, показывает так, что понимаешь — она ценнее.
Наследники кружки и ложки
Михаил Писарев - реставратор ПО «Ленрезерв», нашел пару лет назад на Синявинских высотах искореженную кружку. Ком алюминия оказался единственным предметом в огромной воронке.

Предмет оказался именным. Владелец нацарапал на кружке автограф: «Ленинградский фронт. Колоцей Николай 1921 год». «Ленрезерв» начал искать родственников бойца. След привел в Белоруссию. Погибший на Невском пятачке красноармеец призвался из Гомельской области. В штабе не знали, что бойца направили под Ленинград. С 1941 года он числился пропавшим без вести.

Помощники Бернштейна нашли младшую сестру и племянника Николая Колоцея. 9 мая они приедут в Петербург. За счет коллекционера.
Недавно поисковики провели раскопки на месте гибели танка Т-28 на Волхонке. Среди находок оказалась алюминиевая ложка на цепочке. Как и в случае с синявинской кружкой, владелец расписался на собственности, но более образно: «Скрипка».

По архивам удалось узнать, что в экипаже найденного танка радистом служил Александр Николаевич Скрипко, старший сержант, ленинградец 1910 года рождения. Когда машину подбили, он остался, чтобы задержать наступающего врага, и погиб. О герое известно всё, вплоть до места захоронения, но поисковикам пока не удалось отыскать его близких.
Два «Захара»
Многие «новенькие» машины Бернштейна — тоже поисковые находки, поднятые спустя десятилетия из земли или из-под воды.

Реставрация такой техники — процесс тяжелый, во всех смыслах. Восстановить, по словам Бернштейна, можно что угодно. Вопрос лишь в том, сколько потребуется времени и средств.
Анатолий Бернштейн:

Мало кто знает, что реставрации предшествует другой важный этап, который может длиться годами. Это комплектация.
В его коллекции есть автомобиль исключительный во всех смыслах. ЗИС-5 середины 30-х годов. Единственная в мире машина этой модели, которая стоит на одном номере.
«Захар Иванович» ЗИС

Реставраторы намеренно оставили этой машине несколько шрамов в память о прошлом. Сложно поверить, но легендарная «трехтонка» полвека пролежала на дне переправы в Прибалтике. Вынырнув из воды, «Захар Иванович», как называли грузовик в Красной армии, поставил в тупик мастеров слесарного дела. Рама, двигатель и коробка передач серьезно не пострадали, в узлах и агрегатах сохранилась заводская смазка. На машине до сих пор стоят родные прокладки. Менять пришлось лишь сгнившее в воде дерево. Даже краска на кузове соответствует ГОСТу 30-х.
ЗИС-5
«Трехтонка», едва выйдя с завода, утонула в самом начале войны. Скорее всего, машину планировали использовать для хозяйственных нужд, но отправили на фронт.
За годы войны ЗИС-5 стал синонимом надежности. Несмотря на внушительные габариты — длина грузовика составляет шесть метров, — он легко пробирался по бездорожью. Двигатель заводился даже в минус сорок.

Рядом с «Захаром Ивановичем» стоит его «младший брат» ЗИС-5В. И хотя в каждом из них чувствуется порода, второй лишен изящества своего предшественника. Тратить силы на плавность форм считалось расточительством.

Девятого мая оба грузовика пройдут в колонне ретроавтомобилей по центру Петербурга.

ЗИС-5В
В «Ленрезерве» представлена вся линейка легендарных «полуторок».

За тем как менялся один из самых массовых грузовиков, легко разглядеть проблемы, с которыми столкнулась советская промышленность в годы войны.

ГАЗ-АА создавался в советской России на конвейере, купленном с завода Форда в США, и внешне особо не отличался от заокеанского прототипа «Форда-АА».
В конструкции первоначально использовали дерево и прессованный картон, но уже к 1934 году их заменили на сталь. С июля 1941 года от металла пришлось отказаться. В целях экономии, вместо дверей, а местами - и крыши, стали использовать брезент. И даже фару оставили лишь одну.

Именно на «полуторках», в основном, эвакуировали людей из блокадного Ленинграда, а по ладожскому льду в город шли продовольствие и боеприпасы.

Бытует миф, что двери с «полуторки» убрали для того, чтобы водитель мог легко выпрыгнуть из машины во время бомбежки или пожара. В реальности - места в кабине так мало, что взрослый человек чувствует себя за рулем как в бочке. Тулуп и валенки полностью лишали шофера возможности быстро покинуть автомобиль. Когда подобные грузовики поднимают со дна водоемов, останки водителя, как правило, находят в кабине.

Блокада: Железные герои войны
О «железных героях войны» - легендарных «полуторках» и «трехтонках» вспоминает Николай Московцев, ученик блокадных шоферов.
Анатолий Бернштейн:

У нас подлинным должно быть всё, включая болты. И всё должно ездить.
Бернштейн не занимается авиацией. Даже идеально отреставрированный самолет никогда не получит разрешения на полеты.
Семейные машины
Коллекционер специально ищет технику, которая «жила» в семье, переходя из поколения в поколение.
ГАЗ-4
Эта машина принадлежала династии из Омска. Единственный в мире аутентичный пикап ГАЗ-4.

Модель выпускалась с 1934 по 1936 год. Всего с конвейера сошли 10 600 автомобилей. Большинство сгинуло в войну.

В семье Напалковых пикап появился в конце 30-х. Сын первого владельца, красноармеец Павел Напалков в тяжелое послевоенное время сберег отцовский ГАЗ.
Львиная доля купленного с рук уходит на комплектующие. «Частники», по словам Бернштейна, зачастую не понимают подлинной ценности пылящегося в гараже «дедова железа», отдают за бесценок.
Анатолий Бернштейн:

Не торгуюсь. Цену не сбиваю. Иногда приходится платить даже не за технику — за информацию о ней.
«Воронок» Нестеровых

Другой «семейный» автомобиль для Бернштейна нашли в Подмосковье. Аутентичный седан ГАЗ М-1. Тот самый «воронок» НКВД. Машина в семье Нестеровых появилась в тридцать седьмом. В самый разгар репрессий.

Перед покупкой бизнесмен настоял на личной встрече с владельцем, ради истории из первых рук. За знакомство с пожилым потомком чекиста посредники запросили тысячи евро.
Раскрыть тайны семьи, в которой хранился «воронок», Бернштейн отказался, но предложил познакомить с бывшим хозяином лично.

На День Победы он приедет в Петербург посмотреть новую экспозицию «Ленрезерва».
Профессиональные коллекционеры, с которыми Бернштейн тоже сотрудничает, расстаются с машинами, только если жизнь прижмет.
Кризис способствует пополнению автопарка «Ленрезерва». Исторический автомобиль требует постоянных вложений, и люди начинают избавляться от обузы.
Анатолий Бернштейн:

Техника, которую мы покупаем у коллекционеров, ухожена, но с ней все равно приходится много работать. Потому что на ней не ездили. А если автомобиль не ездит, он умирает. Пересыхают резиновые детали, намертво схватывается масло.
Американская мода Сталина
Линейка роскошных «Паккардов» практически вся пришла из частных коллекций.

Моду на представительские автомобили для верхушки партии диктовал лично Иосиф Сталин. Вождь отдавал предпочтение «американцам» Неудивительно, что на них ездили и Ворошилов, и Буденный, и Чкалов.

В коллекции есть вороной «Паккард 180» с серебряным лебедем на капоте. На таком же, только бронированном, ездил сам «отец народов».

Рядом — бордовый Packard Super Eight. В прошлой жизни он принадлежал маршалу авиации Жигареву. Автомобиль, произведенный в 40-х, со стеклоподъемниками и радиосвязью, в комфорте не уступит самым современным иномаркам премиум-класса.
Удобство сталинского «Паккарда» проверили на себе: посидели в салоне, покрутили баранку, поиграли со стеклянной перегородкой. Сфотографировались, конечно.

Но не стали спрашивать у хозяина сумму уплаченного транспортного налога со всего этого великолепия. Но еще раз: машины на ходу, зарегистрированы как транспортное средство. Прикинуть можете сами, как и налог за недвижимость за цех, где разместилась экспозиция, так и зарплату десятков и десятков специалистов «Ленрезерва», которые вместе с Бернштейном сотворили это чудо без копейки государственной помощи.
Трогать кожей
Анатолий Бернштейн:

Я осознанно на каждом мероприятии отдаю на уничтожение 5-7 военных мотоциклов и автомобилей. В них можно садиться, можно пощупать. Потом, конечно, их ждет ремонт и перекраска. Но я понимаю, что эти машины нельзя не отдать. К истории нельзя не прикасаться руками. Если ты не потрогаешь автомат, не попытаешься хотя бы оторвать от пола противотанковое ружье, ты ничего не почувствуешь. Попробовал? А теперь представь, что у тебя в руке это же противотанковое ружье, но снаряженное, и бежать тебе с ним через поле. Это не по асфальту пройтись. А вокруг — стреляют.
Не идеализируя людей, Бернштейн понимает: всё, что не прибито гвоздями и не огорожено, скорее всего, не доживет до конца выставки.
ПОЛЕВОЙ ГОСПИТАЛЬ
Полевой госпиталь. Лежит раненый. Оперирует военный хирург. В тазу — окровавленные бинты. Отстиранные сушатся рядом. Потрескивает буржуйка. Фоном — недальний бой. Полумрак. Кажется, что в палатке душно, и тянет чем-то сладковатым, жутким.
Вещи в инсталляциях, подготовленных «Ленрезервом» ко Дню Победы, — тоже подлинники. Это для того, говорит Бернштейн, чтобы «ощутить историю кожей».

Вы нарочно сделали так, что здесь ощутимо холоднее, чем в зале?

Глядит серьезно, без улыбки:

Мы хотим показать, как люди жили...
Комната в центре Ленинграда. Мебель еще цела, а вот паркет уже отправлен в печь. Блокада началась. В окно лупит луч прожектора противовоздушной обороны. Тарелка радиоприемника хрипит речью секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) товарища Жданова.
БЛОКАДНАЯ КОМНАТА
— А у вас в блокадном Ленинграде...

Жил отец. Ему сейчас 91 год. Он лишь недавно узнал о том, что здесь готовится. Когда уже стало невозможно скрывать, чья это коллекция. Недавно приезжал сюда. Сам. Сказал: «Достойно».
«Достойно» в понимании Бернштейна-сына — когда всё по-настоящему. Если электропроводка — то внешняя, витая. Если телефон — должен звонить.
Связь — отдельная страсть Анатолия Бернштейна. Когда в мае прошлого года он сделал выставку техники и укреплений у Петропавловской крепости, доты и окопы соединялись между собой с помощью полевой связи.

На фото: экспозиция Ленрезерва «Милиция в годы Великой Отечественной войны». Петропавловская крепость. 9 мая 2015 года.

Та выставка привлекла более ста тысяч зрителей. Многие так и не узнали, что устроитель — коллекционер-«частник». Ни копейки бюджетных средств потрачено не было.
Вы же понимаете, что сегодня патриотическое воспитание — любимая тема чиновников и ваши выставки неизбежно попадают в их отчеты?

Об отношениях с чиновниками Анатолий Бернштейн старается говорить обтекаемо:

Губернатор Георгий Полтавченко, посетивший 9 мая 2015 года экспозицию в Петропавловской крепости, с большим уважением относится к тому, что мы делаем. На открытии выставки в прошлом году у нас побывал вице-губернатор Александр Говорунов. Но всё, что нам удается сделать для людей в городе, получается благодаря начальнику ГУ МВД Сергею Умнову.
На эмоцию коллекционера Бернштейна вывести сложно — «закрывается», умышленно уводит из свободного доступа то, что задевает лично.
ТРОФЕЙНАЯ ТЕХНИКА
«Колючка»

Так, трофейная немецкая техника (а это солидная коллекция, собранная с неменьшей щепетильностью, и тоже подлинная до последнего винтика) принципиально за «колючкой».

— Эта техника красива и интересна. Но я не хочу, чтобы дети фотографировались с немецкими машинами. Противника надо уважать. Но любить его необязательно.
Обмен флагами через границы
Совсем другая история — боевые знамена. Они подальше от рук, потому что знают всё про цену Победы.
Анатолий Бернштейн:

К знаменам надо относиться с пониманием. Даже если все солдаты погибли, под знамя становились новые, и часть продолжала сражаться. Но если гибло знамя, всё было иначе.
Гордость «Ленрезерва» — знамя 106-го погранотряда войск НКВД.
С убийства часового этого подразделения 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Почти все пограничники погибли на литовской границе в первый же день противостояния. Стяг был спасен командиром отряда полковником Леонтием Головкиным.

После Перестройки следы реликвии затерялись в США. Бернштейн отыскал и выкупил, словно военнопленного, которого нужно вернуть любой ценой.
Просто купить не получается. Иностранные коллекционеры предлагают бартер.

У некоторых немцев в почете стяги «СС». Приходится выкупать гитлеровские знамена на аукционах и менять на наши. Средняя стоимость сделки —десятки тысяч евро.

Счет найденных «Ленрезервом» знамен идет на десятки. Стяги строевых частей соседствуют со полотнищами партизанских отрядов.
1 мая коллекция пополнилась знаменем 21-й дивизии народного ополчения Киевского района города Москвы.

Под ним присягу давали академик и философ Кедров и будущий министр иностранных дел СССР Шипилов.
— Мы уже говорили о патриотическом воспитании. А что лично для вас патриотизм?

— Патриотизм — это когда ты делаешь что-то. О нем нельзя рассказать. Если люди видят что-то и чувствуют — это важно.
Родина и «Студебекер»
Анатолий Бернштейн:

После выставки на Дворцовой площади в январе 2015 года на одном из интернет-форумов появился вопрос: «Кто был на выставке украденного?». Автор поста утверждал, что ленд-лизовской техники в России не может быть по определению, потому что всё, что не было уничтожено во время войны, должно было вернуться в США. То, что коллекционеры покупают машины за границей, этому «знатоку» даже в голову не пришло.

Бернштейну удалось собрать практически всю колесную ленд-лизовскую технику, в том числе и полную линейку «Виллисов».

В коллекции даже есть три уникальных прототипа, с которых автопром США начал выпуск знаменитых военных джипов.
ЛЕНД-ЛИЗ

БМ-13


«За Родину, за Сталина, за «Студебекер»!» — тост всех военных механиков и фронтовых шоферов.

Классический трехосный грузовик с системой полевой артиллерии БМ-13, в народе известный как «Катюша». Тоже ленд-лиз. Солдаты ценили его не только за мощь, но и за комфорт.
Отечественный аналог «Катюши» — ЗИС-6. Его в коллекции «Ленрезерва» пока нет. Бернштейн уверяет — будет к следующей годовщине Победы.

Самая редкая часть грузовика ЗИС-6 — мосты — найдена. Аккуратно на своем месте ждут в реставрационных цехах, куда настойчиво тянет нас коллекционер.
Ржавое золото
Для Бернштейна мастерские — обязательная часть его собрания. Его гордость. Задел на будущее. Жадно рассказывает про неприглядные, изъеденные коррозией обломки: это редкий мотор, это уникальный кардан...




Деревянные детали для «блокадного обоза» прибыли только что. Собирали по глухим деревням Чувашии. Аутентичной древесины ближе не найти.
На общем фоне выделяется громада трактора ХТЗ 15/30. Четыре года назад его подняли со дна Ладожского озера.

В сентябре сорок первого тягач стал свидетелем гибели сотен людей. Он опустился на дно вместе с баржей № 725, названной историками русским «Титаником». Согласно хроникам, радист подал сигнал бедствия, но раньше спасателей на него отозвалась немецкая авиация.

Реставраторам повезло, трактор серьезно не пострадал от гитлеровских снарядов. По словам Бернштейна, блокадный тягач восстановят уже к следующему Дню Победы.
РУССКИЙ "ТИТАНИК"
У входа в цех бывшего Ленинградского металлического завода закрепляют огромный баннер. На нем черно-белые фотографии солдат. Без подписи.
Анатолий Бернштейн:

Вы спрашивали, для чего мне это всё? Вот это — мой дядя Леонид, летчик, погибший в войну, и второй — Леонид, дед, ушедший от ран в первые годы после. Оба ушли в ту войну. Недавно родился сын. Назвал Леонидом.
текст и верстка: Венера Галеева, Светлана Григошина.
фото и видео: Олег Мясоедов
дата выхода публикации на сайте www.fontanka.ru: 05.05.2016 года
ДРУГИЕ СПЕЦПРОЕКТЫ "ФОНТАНКИ"