Четыре шестых воскресения

ГЛАВА 2

По большому счету, виновницей появления на свет Маргариты Дрейфус стала пронизывающая мелодия: «Идут на Север срока огромные». Песня та о послевоенном Указе, прозванном «четыре шестых». Вот ее отец и спел.
Также читайте:
«Известия»,1937 г. фото с сайта oldgazette.ru
То было воскресенье, 19 декабря 1937 года, когда родился отец Маргариты – Олег Иванов. Страшная временная точка, которую россияне договорились считать символом сталинских репрессий.

В тот год один из лозунгов к 20-летию Октября кричал: «Искореним врагов народа!». Нацисты в конце 37-го также начинают арестовывать "негодных" родителей за то, что они не учили детей правильной ненависти.

Родители отца – то есть бабушка и дедушка Риты проживали тогда на улице Розенштейна, в доме 25, в 6-ой коммуналке на четыре семьи.

Сегодня этого дома нет. Большинство тех ветхих зданий убрали еще в 70-х годах при расчистке места под новые заводы. От них остались, поджидающие сноса страшные остовы из красного кирпича. Да и многие дореволюционные постройки в стиле дешевого северного модерна убыли после масштабной реконструкции этого микрорайона в 2005-2009 годах.
Жилой дом завода "Красный треугольник", 1932 г.
фото с сайта: wikimapia.org
Вплоть до конца ХХ века, то была пролетарская окраина, вплотную примыкавшая к колоссальной территории дореволюционного завода «Красный треугольник», где в 50-х годах вновь штамповали галоши и шины.

Пьяные отцы-работяги делились на тех, кто сидел и тех, кто воевал. При этом непонятно, где больше зверели. А на экранах советских кинофильмов - улыбчивые, открытые лица молодых людей, свободные походки в широченных брюках.

В подворотнях все было иначе – волевые, будто загорелые трудной жизнью лица, верные товарищи из тех, кто уже отбухал по малолетке, финки за голенищем.

Про них Владимир Высоцкий пел в «Балладе о детстве»: «Они воткнутся в легкие от никотина черные, по рукоятки легкие, трехцветные, наборные».
Олега Иванова война застает карапузом. Мать, Александра Макаровна, родившаяся в 1909 году, остается в блокадном городе. Отец уходит на фронт и погибает.

Олега успевают вывести из блокадного города по Дороге жизни с десятками тысячами таких же закутанных во все, что можно детишек.

Он живет в детском доме в городе Устюжна, Вологодской области. В Устюжну тогда из Ленинграда вывезли и крохотную Елену Образцову, будущую звезду оперы, и пацана Илью Глазунова, ставшего знаменитым художником.

Олега возвращают в город на Неве в 1944 году. Голодное время, хаос. Ему семь. Его берут под свое крыло органы опеки.

Он заканчивает семь классов. После - два года ремесленного училища. Сегодня это мощное слово «ремеслуха» забыто. Олег получает профессию формовщик. Ему 18.

Мать тем временем вышла замуж за шофера первого класса Григория Чумикова и прописала отчима у себя на Розенштейна. Это была настоящая женская удача, ведь тогда на одного покалеченного войной мужика было несколько вдов. За мужчину без руки дрались как сегодня светские львицы стараются перед скоробогачами.

В 1955-ом Олег уходит в армию. В 1956 году он попадает в какую-то аварию. Серьезная травма головы и он получает инвалидность третий группы. Его комиссуют.

Устраивается слесарем в угольную гавань Ленинградского порта, что находится в двадцати минутах ходьбы от его дома на Розенштейна.

«Красная газета», 1926 г; фото с сайта oldgazette.ru
Но еще до 80-х годов прошлого столетия места это были, пожалуй, самыми опасными в Ленинграде. Не настолько известные, как Лиговка или Сенная, но более дремучие. Там шуршала шпана от Нарвских ворот до улицы Шкапина.

Слава ее доходила до набережных Невы: «Как у Нарвских у ворот ходит в панике народ: от шпаны прохода нет ни в кино, ни в домпросвет».

Будто из «Двенадцати» Блока: «Ночь, улица, фонарь». Все верно – то были наследники того строя: «В зубах цигарка, примят картуз, на спину надо бубновый туз». Кстати, Блок, в отличии от нас, помнил, что бубновый туз – знак каторжанина.

А Шкапин и Розенштейн, в честь которых были названы эти улицы, - герои-рабочие Путиловского завода и погибшие в революцию.

Даже автор этого теста помнит, как в конце 70-х в Ленинграде было принято драться на салютах районами. Василеостровские против Петроградских или тех, кто за площадью Труда. Но порой, шел слух, набегают «шкапинские» или «с обводного».

Шпана на Невском, начало 80-х, фото из архива автора
И тогда лихие враги глотали обиды и объединялись против. Те, кто нагрянул с Нарвской, дрались молча, накручивая на кулаки велосипедные цепи. В карманах носили смесь соли с перцем, чтобы швырнуть в глаза до первого удара костяшками пальцев в кадык.

Как степные воины они поддевали под форменные куртки профессионально-технических училищ стеганные ватники-безрукавки, наподобие кольчуг. И если били, то в мясо. Если попадали в плен или в камеру, то терпели и молчали. Да и милиция в тех краях была лютая.

И номер территориального отделения был тринадцать. В этом околотке сначала лупили, а потом уже интересовались фамилией.

Так закалялась единственная разрешенная внесоветская поэтика.

Да и сегодня прогуливаться по этим улицам неуютно. Даже петербуржца можно привести сюда, да спросить – где ты? Редкий отгадает, что он в родном городе. А тогда и асфальта там не было. На месте сегодняшних автомоек стояли сараи, где подковывали лошадей.
улица Розенштейна, 2015 год
И случилось вновь воскресенье 25 ноября 1956 года. Критика политики Сталина на ХХ съезде партии уже настигла строй, началась хрущевская оттепель.

19-летнего беспартийного русского Олега Иванова задерживают вместе с такими же, как он хулиганами сотрудники линейного отделения милиция на Балтийском вокзале, что находился в паре минутах от его парадной. 28 ноября арест и «Кресты».

11 января 1957 года Ленинградский линейно-транспортный суд без церемоний осуждает его к 15 годам лагерей. Как тот же Высоцкий, «двадцать пять, до встречи». Основанием приговора стал знаменитый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года «Об усилении охраны личной собственности граждан». Олег попадает под статью 2 часть 2, то есть разбой в шайке. Это по юридической терминологии тех лет.
«А рано утром «Кресты» покинем мы, пойдем этапом на Воркуту», - любили играть на гитаре советские люди под кухонную закуску.
Максим Кривошеев и Сергей Степанченко исполняют «Этап на Север», видео с сайта youtube.
И повезли его зимой 1957 года с Московского вокзала на Воркуту, а довезли, как мы уже рассказывали, хуже, чем в никуда - до Емвы. Где обыкновенное тепло от костра пахнет счастьем.

Тогда еще на личных делах некоторых зэков еще проглядывались литеры «В» - вор или «С» - сука. То были иероглифы забытой ныне великой сучьей войны.

Ведь раскол в воровском мире начался сразу после 1945-го, когда в лагеря возвращались блатные, нарушившие устную тору, кто взял винтовку в руки, и отправился защищать Родину.

Оставшиеся сидеть – воры, их и не приняли обратно в лоно своей церкви без креста. Но когда Олег Иванов шел этапом безжалостная резня, уже захлебнулась в крови и стихла. Тогда и в преступной среде было меньше процедур. Олег зашел в зону и сразу назвался «блатным».

Говорят, он чуть позже на ноге выколол чудную ныне фразу – «На Луне водки нет». Если ее написать в твиттере, то рассмешишь. Но в те годы на жаргоне высшую меру называли – отправить на Луну.


Ведь что такое человек?
Он привыкает даже к петле. Сначала подергается, а потом успокоится.

«Не плачь, не плачь моя хорошая, ты друга жизни себе найдешь», - предлагает герой песни об Указе.

Но Наталье Богдановой нужен был только этот любимый. Иначе в декабристки не записываются.

Продолжение следует...
Также читайте:
ГЛАВА 1
Made on
Tilda