Апрель 1917: пломбированный вагон
«Фонтанка» продолжает проект «Спираль семнадцатого года».
Весь 2017-й мы будем рассказывать вам об основных вехах того, что случилось в Петербурге 100 лет назад.

***


На этот раз мы используем машину времени, чтобы взглянуть на событие столетней давности, навсегда вошедшее в историю нашего города и посетим площадь у Финляндского вокзала, куда в середине апреля 1917 года прибыл поезд с весьма необычными пассажирами...



***
Читайте также:

В отличие от большинства районов Петрограда, которые мы осматривали во время предыдущих перемещений на сто лет назад, окрестности Финляндского вокзала почти неузнаваемы и площадь выглядит совершенно иначе, чем в наши дни. Выборгская сторона тогда считалась крайне неблагополучным окраинным районом, с рабочими трущобами и большим количеством промышленных предприятий.
Встанем лицом к фасаду вокзала и оглядимся. Слева мы видим прекрасно узнаваемый жилой комплекс из трех отдельно стоящих корпусов для служащих Финляндской железной дороги – образец «северного модерна», выстроенный в 1907-1908 годах «Архитектурно-строительной конторой Ф. Ф. Миритца и И. И. Герасимова».
Любопытно, что здания эти предназначались для низшего звена сотрудников железной дороги – кондукторов, машинистов, мелких чиновников.

Потому квартиры особой роскошью не отличались: двадцать двухкомнатных и шестьдесят три однокомнатные, совсем небольшой площади, до 33 квадратных метров максимум.

Из бытовых удобств присутствовали разве что центральное отопление и мусоропроводы, но, согласимся, что уж лучше жить в своей, пусть и крошечной квартире, чем в привычных для Выборгской стороны бараках. Вдобавок после 1918 года железнодорожникам не будет грозить «уплотнение» и подселение «жилтоварищей» - уплотняться попросту некуда...

Бараки Выборгской стороны
wikipedia.org
Сам Финляндский вокзал появился в 1870 году, с открытием железной дороги на Выборг и Гельсингфорс, и выглядит он куда скромнее, чем прочие вокзалы столицы, – вытянутое одноэтажное здание с главным входом в западном корпусе. Единственное здание в два этажа служило царскими апартаментами – именно фрагмент фасада апартаментов встроен в новые корпуса вокзальных служб, появившиеся в 70-е годы.

Встреча Ленина на Финляндском вокзале в апреле 1917 года
wikipedia.org
Там, где сейчас площадь Ленина со знаменитым памятником авторства скульптора С. Евсеева (1926 год), находится товарная станция с железнодорожными путями до самой Невы, для удобства переправки грузов из составов на баржи и наоборот.

Итак, мы очутились на мощеной булыжником площади перед Финляндским вокзалом ближе к вечеру 3 (16 нового стиля) апреля 1917 года. Собирается народ – рабочие, много солдат, праздная публика, желающая взглянуть на событие. Извозчики покинули площадь и встали на Финском переулке и Симбирской (ныне Комсомола) улице. Так кого ожидают? Давайте спросим!
- Ленин! – отвечает пролетарий с красным бантом на поношенном пальто. И нам сразу становится понятно, что за персона прибывает на вокзал этим вечером...
***
С февраля 1916 года В.И. Ульянов, более известный в кругах социалистов под упомянутым выше псевдонимом, жил в швейцарском Цюрихе.

Всего он провел в эмиграции почти 9 лет, приехав в Женеву в январе 1908.

Февральская революция 1917 года застала Ленина врасплох – еще месяц назад, на встрече со швейцарскими политическими деятелями левого толка он заявил, что вряд ли доживет до революции и таковую «увидит уже молодежь».

О происшедшем в Петрограде он узнал из газет и охарактеризовал события следующим образом:

Ленин с шведскими социалистами Туре Нерманом и Карлом Линдхагеном в Стокгольме. 1917 год
wikipedia.org
«...Весь ход событий февральско-мартовской революции показывает ясно, что английское и французское посольства с их агентами и «связями», давно делавшие самые отчаянные усилия, чтобы помешать «сепаратным» соглашениям и сепаратному миру Николая Второго (и будем надеяться и добиваться этого — последнего) с Вильгельмом II, непосредственно организовывали заговор вместе с октябристами и кадетами, вместе с частью генералитета и офицерского состава армии и петербургского гарнизона особенно для смещения Николая Романова».

(В. Ленин, «Письма издалека», 8 марта 1917).
Вождь большевиков не верит ни в спонтанность отречения Николая II, ни в объективные причины революции – системный кризис власти в Российской империи, инфраструктурный коллапс периода зимы 1916-1917 годов, глубочайшие экономические проблемы и, наконец, практически всеобщая ненависть населения к «старому режиму».

Ленин предпочитает объяснять события теорией заговора: «...Именно заговор англо-французских империалистов, толкавших Милюкова и Гучкова с Ко к захвату власти в интересах продолжения империалистской войны, в интересах еще более ярого и упорного ведения ее» - пишет он далее.

Возможно, отчасти Ленин прав – мы до сих пор не знаем об отдельных скрытых механизмах, приведших к февралю 1917 года.

История дает партии большевиков призрачный, но шанс. Шанс превратить революцию буржуазно-демократическую в революцию пролетарскую. Надо возвращаться в Россию. Но как это сделать? Идет война, а Швейцария находится в кольце конфликтующих держав.

Вариантов два – через Францию добраться до Британии и оттуда пароходом в нейтральную Норвегию и далее через Швецию в Финляндию. Второй путь гораздо длиннее и рискованнее – через Атлантику в Северо-Американские Штаты, на западное побережье, затем морем во Владивосток и далее по Транссибу через всю Россию в Петроград. Исключено, слишком долго, а время чрезвычайно коротко!

Подписи Ленина и других эмигрантов под условиями проезда через Германию.
wikipedia.org
Выход отыскался. Фридрих Платтен, один из лидеров правления Социал-демократической партии Швейцарии, добивается пропуска русских эмигрантов через германскую территорию.

О роли в этой истории МИД Германии, Генерального штаба и отдельных руководителей наподобие Гиндернбурга и Людендорфа исписаны тонны бумаги, не станем повторяться.

Скажем лишь, что у немцев была серьезная заинтересованность в возвращении в Россию «радикальных элементов», но называть Ленина и его соратников «немецкими шпионами на содержании Вильгельма II» нет никаких оснований. Для фанатичного большевика немецкие империалисты были ничуть не лучше, чем русские, английские и французские, а воспользоваться их неожиданной любезностью было лишь оправданным тактическим приемом.

В конце концов цель была одна – пролетарская, а затем и мировая революция...

С тем в отечественную, да и мировую историю входит «пломбированный вагон», направлявшийся по маршруту Готтмадинген-Засниц по территории Германской империи – которая, впрочем, переживет империю Российскую всего на один год и восемь месяцев.
Расшифровка документа:

«Подтверждаю,
1.Что мне были сообщены условия, выработанные Платтеном и германским посольством.
2.Что подчиняюсь распоряжениям, установленным руководителем поездки Платтеном.
3.Что я извещён о сообщении "Пти Паризьен", согласно которому русское Временное правительство грозит привлечь по обвинению в государственной измене тех русских подданных, кто проедет через Германию.
4.Что всю политическую ответственность за мою поезд­ку я принимаю исключительно на себя.
5.Что Платтеном мне гарантирована поездка только до Стокгольма.

(Подписал) Фриц Платтен.Секретарь Швейцарской Социалистической Партии. Берн — Цюрих. 4 апреля (22марта. Н. М.) 1917 г.
Подписи:

Ленин, Фрау Ленин (Н. Крупская. — Ред.), Георгий Сафаров, Валентина Сафарова-Мартошкина, Григорий Усиевич, Елена Кон (Е. Усиевич. — Ред.), Инесса Арманд, Николай Бойцов, Ф. Гребельская, А. Константинович, Е. Мирингоф, М. Мирингоф, А. Сковно, Г. Зиновьев (Радомыльский), З. Радомыльская (с сыном), Д. Слюсарев, Б. Ельчанинов, Г. Брильянт (Сокольников Г. Я.), М. Харитонов, Д. Розенблюм, А. Абрамович, С. Шейнесон, М. Цхакая, М. Гоберман, А. Линде, М. Айзенбунд, Поговская Б. (с сыном), Приневский (Карл Радек), Д. Сулиашвили, С. Равич, Рубаков (Андерс), Егоров (Эрих)».

Давайте проследим маршрут поезда с политэмигрантами.
***
Списочный состав «Ленинского вагона» нам известен благодаря русскому публицисту и знаменитому «охотнику на провокаторов» Владимиру Бурцеву, опубликовавшему его в своей газете «Общее дело» в октябре 1917 года, – 29 человек, включая одного ребенка.

Из известных фамилий мы видим самого Ленина, Надежду Ульянову-Крупскую, Инессу Арманд и Григория Зиновьева. Все прочие впоследствии занимали те или иные должности в советском аппарате или Коминтерне, но на первые роли не выходили.

Владимир Ленин и Надежда Крупская (справа на заднем плане), 1918 год
wikipedia.org
В 15:10 9 апреля (новый стиль) эмигранты выехали из Цюриха по направлению к германской границе и городку Готтмадинген, где их ожидали вагон и двое немецких офицеров-сопровождающих: один из них, лейтенант фон Буринг, был остзейским немцем и хорошо говорил по-русски.

Два главнейших условия проезда по территории Германии выглядели следующим образом. Во-первых, полная экстерриториальность – ни при въезде во Второй Рейх, ни при выезде не должно быть никаких проверок документов, никаких штампов в паспортах, экстерриториальный вагон покидать запрещено.

Также немецкие власти обязуются никого не выводить из вагона силой (гарантия от возможного ареста). Во-вторых, максимально быстрый переезд без задержек на станциях, насколько это возможно при пропускной способности германских железных дорог.

Из четырех дверей вагона действительно опломбированы были три, одну, возле тамбура кондуктора, оставили открытой – через нее, под контролем немецких офицеров и Фридриха Платтена (он был посредником между эмигрантами и немцами), на станциях покупались свежие газеты и продукты у лоточников.

Таким образом, легенда о полной изоляции пассажиров и глухой «опломбированности» несколько преувеличивает реальные факты. В коридоре вагона Ленин провел мелом черту – символическую границу экстерриториальности, отделявшую «немецкое» купе от всех остальных.

Одно из разведывательных донесений, поступавший в Огенквар весной 1917 года. (с) histrf.ru
Вагон следовал от Готтмадингена через Ульм, Франкфурт-на-Майне, Кассель, Магдебург, Берлин, затем веткой с некоторым отклонением на восток через Пренцлау - Грайсвальд на Засниц.

Безостановочного движения, как было уговорено, не получилось – судя по мемуарам участников поездки, вагон останавливался в Берлине 10-11 апреля и около 12 часов ждал на запасных путях переприцепки по направлению на гавань Засниц. Всего рейс продолжался примерно 60 часов.
открытка с "ленинским вагоном" времен ГДР (с) скриншот с сайта http://a-dedushkin.livejournal.com
К тому времени уже было отлично известно, что нейтральная Швеция готова предоставить «русским беженцам» транзит через свою территорию, а потому из Засница эмигранты переправились на корабле «Королева Виктория» в Треллеборг, откуда уже без всяких пломб и официальных представителей властей приехали в Стокгольм, где провели день.

Из Стокгольма был тысячекилометровый перегон на север обычным пассажирский поездом – до станции Хапаранда на границе Швеции и Великого княжества Финляндского, все еще входящего в состав России. Границу пересекли на санях, где на русской станции Торнио ожидал поезд до Петрограда.

В Торнио Ленин телеграфирует своей сестре, Марии Ульяновой, тогда работавшей секретарем возрожденной меньше месяца назад газеты «Правда». Предположительное время прибытия поезда в столицу – поздно вечером 16 апреля или в первом часу ночи 17 апреля. Мария немедленно сообщает от этом членам редколлегии «Правды» Иосифу Сталину и Льву Каменеву.
делегаты VIII съезда РКП(б) в 1919 году (верхний ряд, четвёртый справа). В центре Иосиф Сталин, Владимир Ленин и Михаил Калинин. (с)ru.wikipedia.org
Надо отдельно заметить, что до марта 1917 года Петроградское отделение РСДРП (б) оставалось практически без руководства – Ленин находился в Цюрихе, Лев Троцкий в Нью-Йорке, Сталин с Каменевым в ссылке в Ачинске.

Большевики как политическая сила практически не принимали участия в Февральской революции – лишь опосредованно, через рабочие комитеты на фабриках. Да и в исполкоме «Петросовета» по состоянию на март 1917 года из 36 членов было всего шесть большевиков. Но с появлением в Петрограде вождя РСДРП (б) ситуация должна была поменяться...

12 марта Сталин и Каменев возвращаются из ссылки, председатель «Петросовета» Н. Чхеидзе устраивает им встречу – рабочие и солдаты с красными знаменами, - но их роль в политической жизни оставалась малозаметной: все ждали Ленина. Встречу необходимо было организовать, но как это сделать? 16 марта (новый стиль), был первый понедельник после Пасхи, рабочие продолжали праздновать в кругу семьи.

И тут – кажется, впервые в рамках происходящей революции – проявились незаурядные организаторские способности тридцатидевятилетнего Иосифа Сталина. Мария Ульянова позже напишет в мемуарах, что Сталину и Каменеву удалось невозможное: были молниеносно отпечатаны и расклеены прокламации, извещавшие о приезде мало кому известного за пределами круга общения крайне левых партий Ульянова-Ленина, задействовали десятки агитаторов, был вызван почетный караул из кронштадтских моряков, оркестры, делегации, знамена и лозунги, прожекторы.

И, разумеется, ижорские броневики, один из которых и послужит трибуной вождю пролетариата. По другой версии, Чхеидзе по просьбе Каменева одолжил учебный броневик в дивизионе, расквартированном в Михайловском манеже.
wikipedia.org
wikipedia.org
wikipedia.org
Организовать это почти сакральное действо в крайне сжатый срок была почти нереально, но Сталин справился, как вспоминали очевидцы, «без малейших признаков усталости или раздражения». Больше того, он выезжает на станцию Белоостров, где «Ленинский поезд» делал остановку, и встречает вернувшегося из Швейцарии вождя первым.

Впоследствии Л. Троцкий, утверждал в своих воспоминаниях, что Сталина в Беолострове не было, поскольку тот якобы «не пользовался доверием Ленина», но это опровергается многочисленными свидетельствами – кроме того, сам Троцкий в эти дни еще находился в Америке.

Дадим слово Григорию Зиновьеву, как непосредственному очевидцу:
На фото: Г.Е. Зиновьев за письменным столом в рабочем кабинете.
Ленинград. 1920-е годы. (с) архив ЦГАКФФД Санкт-Петербурга.

«Все мы были твердо уверены, что по приезде в Петроград мы будем арестованы Милюковым и Львовым. Больше всех в этом уверен был Владимир Ильич. И к этому он готовил всю группу товарищей, следовавших за ним…

Перрон Финляндского вокзала в Петрограде
. Уже ночь. Только теперь мы поняли загадочные улыбки друзей. Владимира Ильича ждет не арест, а триумф.

Вокзал и прилегающая площадь залиты огнями прожекторов. На перроне длинная цепь почетного караула всех родов оружия. Вокзал, площадь и прилегающие улицы запружены десятками тысяч рабочих, восторженно встречающих своего вождя. Гремит «Интернационал». Десятки тысяч рабочих и солдат горят энтузиазмом.
В течение нескольких секунд Владимир Ильич «перестраивает ряды». В так называемой императорской комнате Владимира Ильича ждет «сам» Чхеидзе во главе целой делегации от Совета. От имени «революционной демократии» лиса Чхеидзе приветствует Владимира Ильича, «выражает надежду» и т. д. Не моргнув бровью Владимир Ильич отвечает коротенькой речью, которая от первого до последнего слова хлещет как бичом по лицу почтенной «революционной демократии». Речь кончается возгласом: «Да здравствует социалистическая революция!»

Мемуаров о встрече Ленина на Финляндском вокзале огромное множество, и практически все они совпадают в основных деталях, некоторые из которых довольно забавны.

К примеру, знаменитая кепка Ленина отсутствовала – он отправился из Стокгольма в котелке и в котелке же приехал, эта деталь гардероба появится только к лету 1917 года. Сразу по выходу Ленина из вагона грянула «Марсельеза», а командир балтийских моряков так лихо отсалютовал вождю пролетариата, что Ленин непроизвольно повторил этот жест, приложив ладонь к насквозь партикулярному котелку.
В «царской» комнате сжимавшего в руках букет цветов Ленина встретил Чхеидзе, произнесший краткое приветствие, укладывающееся в тезис «необходимо сплотиться вокруг нашей революции». На что Владимир Ильич, демонстративно отвернувшись от делегации исполкома «Петросовета», обратился к рабочим и солдатам, допущенным на вокзал:

«...Заря всемирной социалистической революции уже занялась! Не нынче-завтра, каждый день может разразиться крах всего европейского империализма! Русская революция, совершенная вами, положила ему начало и открыла новую эпоху! Да здравствует всемирная социалистическая революция!»

Репродукция картины Веры Любимовой «Приезд В. И. Ленина в Петроград 3 апреля 1917 года»
wikipedia.org
Чхеидзе и меньшевики с эсерами из «Петросовета» опешили. Как написал в мемуарах Н.Н. Суханов, тогда входивший в состав исполкома, «они ему про Фому, он им про Ерему».

Ленин смотрел куда дальше, чем меньшевик Чхеидзе, и в итоге оказался почти прав: крах и впрямь был близок, вскоре погибнут Германская и Австро-Венгерская империи, но сам империализм в лице своих англо-саксонских представителей окажется куда более живуч...
Так что же броневик, спросите вы? Как это выглядело на самом деле?

После официальной встречи в «царской комнате» Ленин выходит на крыльцо вокзала и пытается сесть в автомобиль, но машину упрямо не пропускает толпа.

Он выходит из машины, рабочие помогают Ленину забраться на двухбашенный броневик «Остин-Путиловец» (они уже существовали в апреле 1917 года в виде испытательных образцов, что подтверждает версию о машине из Михайловского манежа).

Фигуру с вытянутой в привычном жесте рукой (без кепки, сжатой в ладони) выхватывают прожектора. Вновь играет «Марсельеза».

Полный текст речи, произнесенной с броневика, не сохранился, но контекст можно понять по известным отдельным отрывкам, зафиксированным непосредственными свидетелями:

«...Участие в позорной империалистической бойне!.. Ложью и обманом! Да здравствует мировая социалистическая революция!»

Прожекторы на грузовиках двинулись первыми, расчищая броневику путь и раздвигая солдатские массы. Гремел оркестр. Свидетели в один голос упоминают о «море штыков и красно-золотых знамен и лозунгов».
На фото: Кексгольмский полк. Солдаты-кексгольмцы на демонстрации. Весна 1917. (с) RU.WIKIPEDIA

Солдат Кексгольмского полка Г.А. Синилов вспоминал:

«За броневиком шла грузовая машина, в которой были матросы Гвардейского флотского экипажа, вооруженные винтовками, оцепление броневика из рабочих и руководителей ПК РСДРП во главе с Подвойским Н.И. и другими. Мы следовали недалеко от броневика, в плотной массе людей и лишь на некоторых остановках был слышен голос В.И.Ленина, кратко приветствовавшего встречавших его».

Броневик направлялся в особняк балерины Матильды Кшесинской – сама прима уехала из города сразу после Февральской революции.

Особняк заняли Петроградский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и Центральный Комитет большевиков, кроме того здесь находились экспедиция газеты «Правда» и редакция газеты «Солдатская правда». Фактически это была штаб-квартира партии.

Достоверно известно одно: весь путь до особняка Кшесинской Ленин проделал на броневике – скорее всего, после Сампсониевского моста перебравшись в кабину.

Сталин и Каменев с большой долей вероятности следовали позади на крытой машине, предоставленной «Петросоветом». Сопровождавшая бронеавтомобиль толпа разошлась лишь к двум часам ночи.
Для Петрограда это событие являлось самым ярким после недавней революции – никто и подумать тогда не мог, что вскоре бывший политэмигрант Владимир Ульянов-Ленин возглавит новую революцию, еще более радикальную и приведшую к созданию невиданного прежде в истории рабоче-крестьянского государства.
***

Российская буржуазная республика просуществовала немногим более месяца. Срока ей было отмерено чуть более полугода.

***

автор: А. Мартьянов при участии С. Литвинова.
Другие лонгриды "Фонтанки"
© © 2000-2016 Фонтанка.Ру